Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВсводный электронный предметно-тематический иллюстрированный каталог. Доска для установки прялки гребня


Гребень — Определитель музейных предметов | Фондовые коллекции

Гребень

Гребень на сарае дома ЯковлеваГребень на сарае дома ЯковлеваОтделение семенных коробочек льна (колоколки) с помощью гребня (музей Кижи, 2005 г.)

Гребень (бросальница, броснуха)

Метки: библиография | брусок, дощечка | деревянное | зубчатое | инструмент | металлическое | сельское хозяйство | техника использования

Гребень (бросальница, броснуха) - орудие для отделения семенных коробочек льна («колоколки») от стеблей.

Гребень делался из толстой доски с деревянными (позднее – металлическими) зубьями на торце и закреплялся в массивной плахе, служащей основанием. Иногда гребень устанавливали наклонно, фиксируя его положение кольями, вбитыми в землю. Были и наклонные гребни с небольшими ножками-подставками, приподнимающими над землей зубчатый конец.

После того как лен убрали необходимо было отделить семенные коробочки льна («колоколки») от стеблей. Называлась эта операция «бросать» лен. На земле расстилали «препон» — подстилку, сшитую из 4-5 кусков грубого домотканого холста длиной 3-5 метров. На препон ставили гребень и начинали лен «бросать». Крестьянка, удерживая горсть льна за комлевой конец и распустив верхнюю часть, протаскивала ее несколько раз через зубцы гребня, пока все семенные коробочки не будут удалены. Потом горсть переворачивалась, и 1-2 раза через гребень протаскивали комли, чтобы очистить корневую часть. Иногда лен «бросали» вдвоем, становясь по обе стороны от гребня и, по очереди, протаскивая через него горсти льна.

Литература:

  • Набокова О. А. Выращивание и обработка льна крестьянами Пудожского уезда на рубеже 19-20 вв. // Кижский вестник. Вып. 7. Петрозаводск, 2002. С.67-85.
  • Шангина И. И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. С-Пб., 2003. С.163.
  • Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья.

Составитель: Мельникова Н.М.  Дата создания: 19.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Гребень

Гребень

Метки: деревянное | инструмент | прядение

Гребень — орудие для расчесывания льняной кудели при подготовке её к прядению.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И.  Дата создания: 19.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

© Музей-заповедник «Кижи»Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет. Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.

kizhi.karelia.ru

Инструментарий

Инструменты, которыми пользуются пуховницы при изготовлении Оренбургского пухового платка, были придуманы задолго до появления самого промысла. Чтобы подготовить овечью шерсть для вязания на спицах, ее нужно было расчесать, спрясть нить. Для этих целей использовались различного вида гребни, веретена. Когда оренбургским казачкам понадобилось так же обработать пух, эти инструменты были приспособлены и к новому виду сырья.

Гребень — это три дощечки, сбитые под углом в виде равнобедренного треугольника. В его вершине закреплялись в два ряда толстые (хомутные) иглы острием вверх. Такое устройство позволяло придерживать раму ногой, чтобы обе руки были свободны для манипуляций с пухом. В последние десятилетия прошлого века на смену гребню пришло более легкое приспособление для чески пуха — «чески».

Чески («хлопалки», «дралки») — это небольшие по размеру дощечки (10 х 15 см), на которые набивается полотно с многорядными, в одну сторону согнутыми, иглами из тонкой жесткой проволоки.

Кроме веретен, в последнее время используют и механизированные приспособления, работающие от электричества. Но нужно знать, что и замена гребня «чесалками», и облегчающие труд механизмы ухудшают качество изделия. Например, при использовании прялки с колесом («пряхи») получают более грубую, толстую нить. А если еще при прядении пух идет сразу на шелковую или хлопчатобумажную нить (т. е. пропускается операция отдельного прядения пуха), то пух как бы опутывает основу — шелковую нить, оказывается весь сверху. Платки, связанные из такой нити, называются «запрядными». Они легко распушиваются, но недолговечны, пух быстро вынашивается, оголяя платок. Так что выбор инструментов для чески и прядения — за пуховницей, и качество работы — на ее совести.

Чашка для веретена — приспособление, облегчающее вращение веретена и ограничивающее площадь вращения по кругу. Это может быть чайная чашка, глубокая ложка половника и др. Основное требование — устойчивость и достаточно высокие гладкие стенки, чтобы веретено в чашке ходило свободно.

Спицы («иголки», «иглы») вязальные (чулочные) стальные разного диаметра позволяют вязать из пряжи разной толщины, добиваясь необходимой плотности полотна.

Один конец спицы немного заострен, а на другой конец надевается бусина, шарик из сургуча, чтобы петли не соскальзывали с нее. Длина спиц зависит от размеров будущего платка. Оренбургские пуховницы чаще всего вязальные спицы называют иглами. О только что связанном платке говорят: «На базар — прямо с иголок».

Грузило — гайка или болт, которые вязальщица привязывает к нижней части паутинки для оттягивания полотна во время вязания.

Подмотка — картонный кружок (диаметром 5 см), который позволяет сформировать клубок, чтобы пуховая нить не запуталась при вязании. Подмотка может быть из любого плотного материала.

Воробы - снаряд для размота пряжи на клубки: деревянный крест, с колочками на концах, обращающийся лежмя на стойке, делают его и стойком, колесом. Еще называют этот снаряд мотовалкою. 

 Пяльцы («пялы») — рама из деревянных реек, используемая при натяжении готового изделия после мытья для просушки и придания ему правильной формы и размера.

Специальные крепления позволяют натягивать на них большие или маленькие платки, паутинки, палантины.

Гребни - инструмент для вычесывания пуха, который состоит из рукоятки и закрепленными в ней в один ряд 6-8 зубцами из стальной упругой проволоки диаметром 2-3 мм. Концы зубцов изогнуты внутрь в виде полукольца и слегка заострены. Применяют гребни двух видов: редкие, с расстоянием между зубцами 1 -1,5 см — для предварительного расчесывания шерсти, и частые, с промежутками между зубцами 0,5 см — для последующего вычесывания пуха.

Прялка – предмет, с которым отождествляется народный быт древности – символ женского рукоделия. Но при этом прялки изготавливались исключительно мужчинами. В древности прялку называли «пряслице» - именно так звучит название на древнерусском языке. 

Прялки очень ценились рукодельницами на Руси, прядение имело огромное значение и считалось, что у всех прях были святые покровители. Процесс прядения длился, начиная с первого дня осени и до самой масленицы.

Прялки были двух типов - прялки с гребнем и прялки с лопастью. Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. 

Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся. Именно  такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.

Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальную часть составляют лопаска и шейка (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной)

Прялка появилась в Европе в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на Прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские(стояки) и чухонки(лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

Когда к прялке добавили рогульку, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

В XVI век появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Около 1490 г. Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.

orenplatok.kviter.ru

Лексика обработки льна и прядения при помощи гребня в низовье реки Унжи (Макарьевский район)

[с. 85:] ПРИЛОЖЕНИЯ

 

[с. 86:] Приложение 1

 

Лексика обработки льна и прядения при помощи гребня в низовье реки Унжи (Макарьевский район)

 

В низовье реки Унжи проходит граница Костромских и Владимирско-Поволжских говоров. Со стороны владимирско-поволжской эта граница совпадает с особенностями обработки льна и прядения при помощи гребня. В данном приложении мы представляем лексику, отражающую эту особенность труда, остальная же лексика, относящаяся к прядению и ткачеству, параллельно представлена в основной части словаря.

Лексика обработки льна и прядения при помощи гребня имеет распространение на территории Макарьевского района в населенных пунктах Вознесенского, Нежитинского и Юровского сельсоветов. Из фонетических особенностей говора здесь наблюдаются: 1) смягчение Ж и Ш перед Е и И: решение, Нежитино, машина; 2) смягчение задненёбных согласных К, Г, Х после мягких согласных и йота: Ванькя, толькё, чайкю; 3) твёрдое произношение согласных переднего ряда и на конце слов: дэдушко, дэрэвна, одын, убэрытос.

Словарь

 

ГРЕБЕНИНА. 1. Толстый грубый домотканый холст. = Раньше гребенины натком, для её на гребне надёрнем мочек, за гребнём для её напрядём. Неж., Сол., Юр. // Изделия из гребенины. = Гребениной одевалис-окутывалис. Юр.

2. Пряжа из льняного волокна, обработанного при помощи гребня и выпряденная за ним. = У нас лён чесали за гребнем и пряли за им, потому и пряжа – гребенина. Сол. // Тонкая пряжа, выпряденная за гребнем, а не за пряхой. = Гребенина – тонкие нитки, их выпрядали за гребнем, толстое пряли за пряхой. Неж.

Гребенка. Рис. Ю. А. Навалихина

ГРЕБЁНКА (см. рисунок). Гребешок с частыми зубьями и ручкой для расчёсывания льна, освобождения его от остатков костры после трепания. = За гребнем гребёнкой мочкю очешем, очистим от костери. Юр.

Гребень. Рис. Ю. А. Навалихина

ГРЕБЕНЬ (см. рисунок). Приспособление для чесания льна и прядения в виде деревянного гребня на стойке, укреплённой на краю горизонтальной доски – копыла (см.). Для обработки льна использовался гребень с редкими зубьями, для прядения – с частыми зубьями. = На редком гребне надернем мочек, навертим куфтырькёв и садимся прясть за частой гребень. Неж.

ДЕРНЯК. Широкий деревянный гребень с редкими зубьями, на котором делают мочки: надевают горсть отрёпанного волокна и рас-[с. 87:]чёсывают его гребёнкой, освобождая от остатков костры. = На дерняк дёрнули мочки и пряли их на мешки. Юр. ● ДЕРГУН. Неж., Юр. ● ДЕРНУЧИЙ ГРЕБЕНЬ. = На дернучий гребень дёрнули мочки, пряли за частой гребень. Сол.

ДЕРНУЛЬЯ. Женщина, которая участвует в чесании льна при помощи гребня и гребёнки (см.). Ср. Дёрнуть мочки. = Много работы со льном было дернульям. Юр.

ДЁРНУТЬ МОЧКИ. Разбирать, расправлять с помощью гребня и гребёнки волокна льна после трепания, расчёсывать их, освобождая от остатков костры. = Лён отреплём, горсти волокна поделим на прядди, наденем их на дерняк дёрнуть мочки. Неж. ● МЫКАТЬ МОЧКИ. Повсем.

ДЕРНУТЬЕ. Процесс обработки волокна при помощи гребня и гребёнки. = За дернутьём все руки выдергаешь. Сол.

ЗАГОЛОВОК. Остаток волокна на тыльной стороне гребня при прядении. = Заголовки передёрнем и испрядём на половики. Неж. ● ЗАГРЕБЁННАЯ МОЧКА. = Загребённыя мочки шли на разныя затычки. Неж. ● ОХЛОПОК. = На гребне допрядёсся до охлопка и ево не бросаёшь, а в дело пускаёшь. Сол.

КОРОБЕНЬКА. Коробка или корзинка продолговатой формы, без ручек, сплетённая из прутьев или сделанная из луба для хранения кудели, мочек, веретён. = Надёрнёшь мочек, навертишь куфтырькёв из их, покладёшь в коробенькю с веретёнам и покатишь на поседку прясть. Неж.

КУФТЫРЁК. Мочка (см.) очёсанного па гребне волокна, свёрнутая кулечком, куколкой. = До пятидесяти куфтырькёв наделывала в бане. Сол.

МОЧКА. Количество льна, надеваемое за один раз на гребень для обработки его после трепания. = На гребне гребёнкой намыкаем мочек. Юр. Ср. Дёрнуть мочки.

ПЕРЕДЁРНУТЬ. Лён ещё раз почесать на гребне. = Охлопки передёрнем и испрядём. Юр.

ПУЧОК. Пасмо пряжи (60 ниток). = Мотушку пряжи перевяжошь по пучкям, в каждом из них по шестьдесят ниток. Сол.

ПЯТИНА. 1. Моток пряжи из пяти пасм. = Из десяти рученек наматывали одну пятину, в пятине пять пучькёв пряжы. Сол.

2. Всякий моток пряжи независимо от количества пасм. = В изгрёбной пятине четыре пучькя, в пачесной шесть пучькёв пряжи. Тим.

РУЧЕНЬКА. Полное веретено пряжи. = Из одной рученьки наматывацца пучок пряжи. Неж.

СКЛАДЕНЬ, м. Связка измятого льна из сорока сминков (см.). = Из одново складня десять мочок начёсывалос. Неж.

[с. 88:] СМИНОК. Горсть измятого и отрёпанного волокна. = Сминок делишь на прядки, надеваешь на дерняк и дёрнешь мочки. Юр.

kostromka.ru

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением » Перуница

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядениемсеверодвинская прялкаПожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена). Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и "башенки" сверху, и "серьги внизу, и бока резные, и стояк с "яблоком".Грязовецкие прялкиИменно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации - фрагмента. Эта "точная копия", перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией. И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:"Дорасти бы до такой простоты!" А сейчас познакомимся с устройством прялок. Они были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае. "На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Прялки. Кистевая росписьДонца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.Прялки 19 века. Вологодская областьПрялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью - лопаской, личиной, головкой, пером - по-разному называли верхнюю часть таких прялок - были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались "копылками", "корневухими".Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

"В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней" -Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

"Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет. Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.Пряла лен, пряла лен,Да льняное волокно.Приходи ко мне, миленочек,С тальянкой под окно".Частушка, Холмолгорский район.

Росписи Северной Двины и Мезени.Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская.

северодвинская прялка

северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Вологодская область Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.ярославль теремковая прялкаОбразы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.

Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").Духи прядущие, ткущие, вышивающиеМифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» - говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу. Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.

Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» - «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa - освобождение, спасение души, мокшака - разрывающая связи). Другие версии имени - Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac - "быть видимым, проявляться"). Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.

из музея в финляндии

«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели). из музея в финляндииМифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.

Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» - «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

северодвинская прялкаПоявление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища IX в

Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.прибалто-финскиеПрядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, "на воде", на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против часовой стрелки).Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая - создавать, вынашивать и рождать желаемое).

Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).

Кенозерские прялки — корневые

северодвинская прялка

Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.

Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».

Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

Используемый в прядении материал - чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне - и видят тонкие плетения - с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них "плести" потоки также легко, как для людей нити.Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись

Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке - браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах:Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся. 3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, - жди сватов, от дверей – в девках куковать.5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).7. На свадьбах пряли "нитки долгой жизни", связывая молодых «на долго и счастливо».8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.самопрялка горизонтальная15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

www.perunica.ru

ИНСТРУМЕНТЫ для изготовления пухового платка

04 Июня 2017 20:16 ИНСТРУМЕНТЫ для изготовления пухового платка Оренбургский пуховязальный промысел родился не вдруг, не в каком-то определенном году, и конечно, заложен не той или иной личностью, а создавался вековым трудом народных мастериц. Мастерство это передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. Чтобы подготовить овечью шерсть для вязания на спицах, ее нужно было расчесать, спрясть нить. Для расчесывания шерсти использовали гребни, а для прядения нити - веретена. Когда оренбургским казачкам понадобилось так же обработать пух, эти инструменты были приспособлены и к новому виду сырья. Процесс создания Оренбургского пухового платка включает в себя ряд сложных операций, отнимающих немало времени, требующих определённых знаний и умений, а также наличия специальных инструментов и приспособлений.

1. ГРЕБЕНЬ — это три дощечки, сбитые под углом в виде равнобедренного треугольника. В его вершине гребень.jpgзакреплялись в два ряда толстые (хомутные) иглы острием вверх. Деревянная рамка фиксируется ногой или коленом чесальщицы, чтобы обе руки были свободны для манипуляций с пухом. Такой гребень не производится уже долгое время, кроме как штучно, ручной работой. Применяют гребни двух видов: редкие, с расстоянием между зубцами 1 -1,5 см — для предварительного расчесывания шерсти, и частые, с промежутками между зубцами 0,5 см — для последующего вычесывания пуха.чески 1.jpg   В последние десятилетия прошлого века на смену гребню пришло более легкое приспособление для чески пуха — «чески». Другие названия – хлопалки, дралки, гребенки. Эти инструменты очень походили на деревянные лопатки, также ЧЕСКИ— это небольшие по размеру дощечки (10 х 15 см), имеющие несколько игольных рядов, загнутых на одну сторону и выполненных из тонкой жесткой проволоки.

  2. ВЕРЕТЕНО. Создаёт пряжу, скручивая волокно в нить. Этот простейший инструмент, с которого началось развитие прядения. Классическое русское веретено представляет из себя заостренную палочку с углублением на нижнем конце для закрепления нити, утолщением в середине и плавным сужением к верхней части. Такой тип веретена называется «опорное веретено», так как веретено опирается более тяжелой заостренной частью на плоскую поверхность. Существует множество вариантов веретен с разными размерами и элементами дизайна. Пряжу из легкого пуха пряли на веретенах с тоненьким наконечником, длина которого составляла примерно 16-20 см. Для соединения пуховой нити с шелковой или хлопчатобумажной использовали веретено более длинное - около 30 см. Более длинные можно ставить наверетено с чашечкой.jpg пол во время прядения, а те, что покороче – на специальную чашечку для веретена. ЧАШЕЧКА помогает вращаться веретену, ограничивая при этом площадь его вращения. Это может быть чайная чашка, глубокая ложка половника и др. Основное требование — устойчивость и достаточно высокие гладкие стенки, чтобы веретено в чашке ходило свободно. Раньше в наконечник деревянного веретена даже встраивали свинцовый шарик для утяжеления.

  3. ПРЯЛКА. Устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон. В старину прялки делились на два вида - ручная прялка и самопрялка. Прялки очень ценились рукодельницами на Руси, прядение имело огромное значение и считалось, что у всех прях были святые покровители. Процесс прядения длился, начиная с первого дня осени и до самой масленицы.  прялка 4.jpg   Русская ручная прялка - это вертикальный стоячок с лопастью в виде лопатки для привязывания кудели, соединенный с горизонтально расположенной дощечкой - "донцем", на которое садилась пряха. Ручные прялки могли быть целиком вырублены из пней березы или ели, либо делались составными, где стоячок крепился или ввинчивался в выступающую головку "донца". Такие прялки очень часто украшали росписью или резьбой. Считается, что почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Очень часто прялку украшали знаками-символами солнца, часто встречались растительные мотивы, удивительные птицы и длинноногие кони. Часто встречались и резные прялки с изображением языческих мотивов и идолов, стерегущих дом. Принцип работы на ручной прялке таков: кудель привязывалась к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить. Надо обладать изрядной долей терпения и ловкостью рук, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

  «САМОПРЯЛКА» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается самопрялка 3.jpgколесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее. Однако нить, сотканная на такой прялке, получается более грубой и толстой. А если еще при прядении пух идет сразу на шелковую или хлопчатобумажную нить (т. е. пропускается операция отдельного прядения пуха), то пух как бы опутывает основу — шелковую нить, оказывается весь сверху. Платки, связанные из такой нити, называются «запрядными». Они легко распушиваются, но недолговечны, пух быстро вынашивается, оголяя платок. Так что выбор инструментов для чески и прядения — за пуховницей, и качество работы — на ее совести.

3. СПИЦЫ («иголки», «иглы») вязальные (чулочные) стальные разного диаметра позволяют вязать из пряжи разной толщины, добиваясь необходимой плотности полотна. Один конец спицы немного заострен, а на другой конец надевается бусина, шарик из сургуча, чтобы петли не соскальзывали с нее. Длина спиц зависит от размеров будущего платка. Оренбургские пуховницы чаще всего вязальные спицы называют иглами. О только что связанном платке говорят: «На базар — прямо с иголок».

4. ГРУЗИЛО. Приспособление, которое помогает вязальщице. Гайка или болт вязальщица привязывает к нижней части паутинки для оттягивания полотна во время вязания.

5. ПОДМОТКА. Пуховая нитка довольно капризная, поэтому мастерицы используют подмотку в виде круга из картона, позволяющую сделать клубок, не запутывая нити при вязании. Подмотка может быть из любого плотного материала.

6. ВОРОБЫ. Снаряд для размота пряжи на клубки: деревянный крест, с колочками на концах, обращающийся лежмя на стойке, делают его и стойком, колесом. Еще называют этот снаряд мотовалкою.

пяльцы.jpg

7. ПЯЛЬЦЫ («пялы») — рама из деревянных реек, используемая при натяжении готового изделия после стирки для просушки и придания ему правильной формы и размера. Пяльцы позволяют натягивать на них большие или маленькие платки, паутинки, палантины.

 

В статье частично использована информация из книги О.Фёдорова. "Так вяжут платки в Оренбурге"

pushaplatok.ru

Городецкие прялочные донца. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

История

Прясть пряжу на Руси стали очень давно. Сначала просто руками, но вскоре придумали прялку. и без неё ещё очень долгое время не обходилась ни одна хозяйка. 

Прялки любили. Поскольку пряли в основном в зимнее время, когда не было полевых работ, то прялки делались разборными. Её донце вешали на стену, украшенное орнаментом и росписью, оно украшало избу.

Старинное донцеpinterest button Старинное донце Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

В Городце по-своему украшали донца.  Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью.

Почти в каждой семье занимались их изготовлением. Многие работали в избе целыми семьями. Отец или старшие сыновья вырубали топором форму и долбили головку — подставку под гребень.

Встреча генералаpinterest button Встреча генерала Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

Выглаживали поверхность донца фуганком сыновья помладше. Жена и младшие дети занимались наклейкой головок на донце.

Прялочное донце с цветовыми росписямиpinterest button Прялочное донце с цветовыми росписями Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

До середины XIX века изготовление «белья» для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку (копыл, или копылок), служившую подставкой для гребня, который делал головку прялки похожим на гребешок птицы.

Кострукция прялки

Нижегородские прялки состояли из двух частей: донца с копылком или «головкой» и гребня, на который надевали кудель. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

Прялка в сбореpinterest button Прялка в сборе Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

В Нижегородском крае пряли не с прялки, как на Севере, а с гребня. Вместо лопаски прялки гребень вставляли в донце — сиденье, а на его зубья надевали кудель.

У гребня узкая длинная рукоять и частые зубья. Его трудно было украсить. Зато поверхность сиденья (донца) давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна.

Морёный дуб и росписьpinterest button Морёный дуб и роспись Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

Донце представляло собой широкую доску, плавно суживающуюся к головке— подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Форма головки напоминает усеченную пирамиду, три стороны ее ребристые, а одна (обращенная к пряхе) спускалась вниз уступами.

Особенности Городецких прялок

Городецкие мастера использовали морёный дуб для украшения донец. Крупные части изображений делали из вставок темного дуба, такие же круглые вставки — гвоздики служили для окаймления, а все остальные детали узора выполнялись резцом.

«Офицер и солдат»pinterest button «Офицер и солдат» Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

Сердцевинную часть дубовой колоды мастера кололи на тонкие, примерно пятимиллиметровые пластинки, из которых ножом вырезались вставки.

В композиции будущего донца эти вставки — кони, птицы, мундиры солдат, фраки кавалеров, юбки и головные уборы дам — являлись центральными элементами. Дальше мастер намечал будущий рисунок, накладывая вырезанные фигуры на заранее подготовленное осиновое донце и очерчивая их карандашом.

«Всадник»pinterest button «Всадник» Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

Композиция, как правило, располагалась в два-три яруса, разделенные резными орнаментальными полосами. По нанесенному контуру долотом выбиралась выемка на толщину вставок, которые крепились дубовыми шкантами.

Место для отверстий под шканты выбиралось с учетом рисунка, например на конской сбруе, что придавало дополнительную декоративность изделию. После закрепления дубовых фигур мастер контурной резьбой наносил детали рисунка, обозначая отдельные элементы скобчатыми порезками.

В задачу художника не входило приблизить изображение к натуре. Его цель — сделать вещь как можно наряднее. Использовав в виде гвоздиков вставки мореного дуба, он украсил ими края донца, очертания кареты и огромной дуги; даже в пространство между натянутыми вожжами он включил ряд орнаментальных порезок и разбросал по свободному полю полоски-ленточки, листочки, цветы, представляющие собой выемки, выполненные одним движением полукруглого долота.

Расписное старинное донцеpinterest button Расписное старинное донце Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0

В рисунок включены и фигуры геометрического орнамента — самого древнего типа узора. Так, колеса кареты изображены в виде геометрических розеток, а вставки из мореного дуба напоминают треугольники и трапеции. Вместе с тем, заменив заостренный нож (которым выполнялся геометрический орнамент) долотом со скругленным краем, художник получил возможность придавать линиям мягкость и плавность.

На память. И.К. Лебедев. Расписное прялочное донцеpinterest button На память. И.К. Лебедев. Расписное прялочное донце http://aversby.com, Green Copyright

Завершалась работа выполнением орнаментальных полос, объединяющих ритмичным геометрическим узором все части рисунка. Для украшения «головки» донца сложился устойчивый тип композиции: фигура коня с одной стороны и птицы — с другой. Среди сюжетов, разрабатываемых в резных донцах, наиболее часто встречаются кони у сказочного дерева, всадники, выезд с каретой или коляской, генерал на коне, а под ним — шеренга солдат.

ru.russianarts.online

Что такое прялка: виды, инструкция и отзывы. Прялка деревянная с колесом: описание, характеристики и отзывы

Некогда без прялки невозможно было представить ни один дом, ни одну девочку, девушку и женщину. Сегодняшняя же молодежь может даже не знать, что такое прялка вообще. Про то, как она выглядела и каким образом работала - спрашивать даже не стоит. Но учитывая, какое место в жизни людей занимало это устройство раньше, нельзя забывать об этом, когда-то просто необходимом, инструменте.

что такое прялка

Что такое прялка?

Из названия предмета несложно понять, что такое прялка - это приспособление для прядения. Внешний вид прялки постоянно менялся - если ранее это были просто две перепендикулярные доски, то сегодня это сложный механизм, выпускающий пряжу различной толщины и качества. Кроме своих прямых функций, прялка являлась участником различных примет и верований, ни один, даже богатый, дом невозможно было представить без этого устройства.

Прялки в античности

Уже в античные времена люди знали, что такое прялка. Об этом свидетельствуют легенды, согласно которым Парки могут удлинить, а могут и оборвать нить жизни. А творят они эту нить именно на ней, на прялке. Покровителем прядения считалась Афина.

Славянская прялка

На Руси прялки старинные использовались с давних времен. Труд это был чисто женский, мужчина мог только изготовить само орудие труда. С окончания сбора урожая и до самого Великого поста пряхи проводили свои дни и зачастую ночи у этого станка. Удивительно, что прялки были не похожи одна на другую. Вернее, конструкция-то была одна, но вот украшена каждая прялка была по-разному.

прялка деревянная с колесом

Разумеется, изначально использовалась только прялка деревянная - для ее изготовления шли в ход клен, липа, осина и береза. Украшения были уникальными - преимущественно резьба по дереву.

Прялки в культуре

Прялки старинные имели огромное значение в быту наших предков, ведь они были не просто средством для создания одежды и способа заработать, но и играли важную роль в культуре.

Своя собственная прялка была у каждой девочки. Получала она ее при рождении и меняла лишь выходя замуж. Причем пуповину новорожденной перерезали именно на прялке либо веретене. При крещении девочку передавали крестной через это приспособление. Даже спала девочка с прялкой - ее клали в колыбельку к ребенку.

Свое собственное, именное орудие труда невозможно было никому дать даже во временное пользование: согласно верованиям, в этом случае непременно должен был возникнуть пожар либо погибли бы все пчелы. В северных областях нашей страны считалось, что, если молодой человек написал свое имя на прялке девушки, его долг - жениться на ней. На свадьбу в любом случае женихом изготавливалась прялка. Своими руками обязан был изготовить парень этот подарок, украсив ее как можно лучше.

Зимний период весь был посвящен прядению, исключая рождественские дни. Последним рабочим днем для прядильщиц было окончание Масленицы. В этот день было принято кататься на донцах с горы. Считалось, длина льна в будущем году будет зависеть от того, насколько далеко уедет наездница. Если же какая-то из катающихся имела неосторожность упасть с прялки, окружающие ожидали ее смерти еще до наступления нового сезона прядения. На Рождество и Святки все инструменты для прядения прятали на чердаках и чуланах, чтобы исключить их встречи с духами, которые могли заплевать орудия труда.

прялки старинные

В Сербии было принято в сочельник, при посещении построек для животных, прясть немного шерсти для того, чтобы скот не остался без шерсти. Жители Славонии считали, что первая гостья должна спрясть немного, чтобы год был урожайным на лен и чтобы куры не перевелись. Кроме того, молодая жена в первый день в новом статусе должна была прясть на новом станке, поскольку считалось, что это сулит более обеспеченную жизнь.

Во всех культурах, где было известно, что такое прялка, имелись различные, часто уникальные, ритуалы и верования, связанные с этим предметом. Но все народы были едины в главном: прялка - не просто средство заработка, но и оберег для своей хозяйки. Например, в Болгарии даже идя на полевые работы девушки брали с собой этот инструмент. Зачастую они пряли даже по пути, если вокруг было слишком людно. Для лечения малышей от ночного плача девочкам под колыбельку прятали прялку. От бессонницы спасала все она же - неоходимо было воткнуть прялку с куделью под матицу, сказав при этом специальные слова. Даже кур от ласок спасала прялка - надо было забросить ее на курятник.

Виды прялок

Несмотря на то что каждая была уникальна, именно видов прялок было не так уж и много. Самой первой была обычная ручная, появившаяся еще в Древнем Риме. После нее появилась гораздо более быстрая самопрялка. Поскольку и она не давала возможности действовать двумя руками, ее оснастили ножным приводом. Так появилась ножная прялка. Ну и гораздо позднее, с развитием науки и появлением электричества, была создана электропрялка. Впрочем, лучше рассмотреть каждый из видов отдельно.

Ручная

Итак, эта прялка появилась еще в Древнем Риме, придя на смену обычному веретену и кучке пряжи на коленках. Тогда это был прорыв, упростивший тяжелый и изнуряющий женский труд.

Состояла она из, грубо говоря, двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу. Часть, предназначенная для сидения, именовалась донцем. Вертикальная же часть состояла из шейки и лопати. Украшали резьбой, по большей части, именно лопать (как самую заметную часть инструмента).

Самопрялка

Самопрялка - прялка деревянная с колесом - появилась в Индии. Постепенно из этой страны она разошлась по всему миру, существенно облегчая жизнь прях.

прялка электрическая

Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске. Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить "вырастает" до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла. На Руси эти машины подразделялись на русские (с колесом, расположенным перпендикулярно полу) и чухонки, в которых колесо находилось под углом.

Когда в 15 веке прялку оснастили рогулькой, отпала необходимость делать перерывы для наматывания нити на веретено - это происходило само.

Ножная

В 19 веке значительно возросла потребность в пряже. В как можно большем количестве пряжи. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена - это была последняя механическая прялка.

прялка инструкция

Электрическая

Как ни странно, с появлением электричества принципиально конструкция не претерпела никаких изменений. Да, прялка электрическая внешне совсем не напоминает ни одну из своих предшественниц. Однако это все тот же инструмент, с теми же основными элементами. Просто сегодня, в век минимализма, выглядят они немного иначе.

Основным узлом новой прялки стал рогач. Состоит он из оси, которая заменила веретено, рогульки, шкивов и катушки. Разобраться, как работает машина, несложно. Электрический шкив приводит в движение ось-веретено, на конце которого находятся крючок и рогулька. Помимо того, на ось надета катушка. Она тоже вращается от шкива, но от другого. Вся эта конструкция приводится в движение электромотором. Только вот диаметр дисков шкива катушки меньше, тем те же детали, приводящие в движение веретено. Это дает возможность катушке вертеться быстрее, чем рогульке и веретену.

прялка своими руками

Что происходит с нитью, которая заправлена в прялку? Представим, что пучок волокна из шерсти уже скручен. Теперь пропустим эту нитку через крючок, затем необходимо накинуть на крючки рогульки и привязать к катушке. Начиная работать, прялка продолжает скручивать пучок волокна в нитку. Поскольку катушка вертится быстрее, она тянет и наматывает на себя нитку. Работница просто равномерно вытягивает волокно.

Выбор

Купить прялку в наши дни несложно. Но многие хотят, как и прежде, сделать ее самостоятельно. Это вполне возможно, поскольку конструкция прялки очень проста. Нет даже необходимости совершать токарные работы. Можно обойтись фанерой различной толщины или текстолитом. К этому потребуются металлическая трубка, два бруска из бука или березы, гвозди и шурупы и эпоксидный клей. Да еще нужна плотная бумага. Кроме того, нужно раздобыть электромотор от швейной машинки или что-то похожее. Предпочтительно, чтобы мотор был коллекторным. Следует приготовить два тумблера и реостат, регулирующий обороты. Конечно, можно обойтись и без последнего, но это снизит комфортность машинки.

механическая прялка

То, как изготавливается прялка (инструкция по сборке и рекомендации по отдельным узлам), сегодня узнать не составляет труда. Прежде чем приступить к изготовлению, стоит внимательно изучить эти самые инструкции, реально оценить свои силы и решить, стоит ли этим заниматься или же проще просто приобрести уже готовую прялку. При покупке можно выбрать и внешний вид, и технические характеристики, которые требуются именно для ваших целей. Поэтому, если нет уверенности в желании собрать инструмент самому, лучше все же не тратить напрасно время.

Однако если желание и силы есть, стоит сделать ее самостоятельно, ведь, даже став электрической, прялка не совсем растеряла те необычайные свойства, которыми награждали ее в древности. И пускай сейчас мало кто возьмет с собой на работу этот механизм, как никто не положит его под кроватку плачущему ребенку, все же вещи, связанные из мало того, что собственноручно изготовленных ниток, так еще и на вручную сделанной машинке, приносят своему владельцу не просто тепло и удовольствие, но и чуточку волшебства.

fb.ru