Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Храм Христа Спасителя краткая информация. Храм христа спасителя история


проект Дворца Советов и бассейн «Москва» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви - храм Христа Спасителя находится около станции метро «Кропоткинская». Территория, где он расположен, наделена мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи. Раньше это место называлась Чертольем, в честь протекающего на дне оврага ручья Черторый. Во времена правления Ивана Грозного здесь был Алексеевский женский монастырь, а 1830-х годах его решили перенести в другое место.

 

 

 

Нынешний храм Христа Спасителя уже второй, построенный на этом месте. Первый был возведен в 1883 году в честь победы над Наполеоном, он строился более сорока лет. Строители преодолевали различные трудности: пожары, обвалы фундамента, затопление грунтовыми водами. После открытия храм просуществовал меньше полусотни лет: 5 декабря 1931 года он был взорван большевиками. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов - один из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Предполагалось, что размеры здания превысят 400 метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина.

 

 

18 июня 1931 года через газету «Известия» был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. Конкурсные работы были выставлены в Пушкинском музее. Победил проект Бориса Иофана, но с оговоркой «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов».

 

 

Под такое мощное сооружение нужен был соответствующий фундамент. Он представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Для сравнения: футбольное поле имеет размер 105 на 70 метров. Высота этих колец - 21 метр. Если учесть, что средняя высота этажа в панельном доме составляет 3,3 метра, то высота колец была примерно в шесть этажей. Их «уложили» на 30-метровую глубину. Прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Чтобы его стенки не обрушились под воздействием подпочвенных вод, в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта - вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую из них вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов цельсия. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован, успешно справлялись насосы.

 

 

 

Чтобы решить проблему с грунтовыми водами - под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке фундамента. Специально для этой цели около стройплощадки построили бетонный завод. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических бадьях. В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана бадьи опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно. Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров.

 

 

 

До начала Великой Отечественной войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Но во времена Второй мировой бетон, гранит, сталь и арматура потребовались для восстановления народного хозяйства, мостов, заводов и прочего. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва» (1960‑1994).

 

 

 

 

 

 

Вот так выглядела бы сегодня Москва, если бы проект Дворца Советов все-таки реализовали:

 

 

 

 

В годы перестройки было принято решение восстановить храм Христа Спасителя на его исконном месте, в точности соответствующий оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство нового храма. Начало нового тысячелетия было ознаменовано открытием восстановленного храма Христа Спасителя, в который перенесли чудотворные святыни. Многие люди убеждены, что возрождение святого места стало возможным только благодаря вмешательству высших сил. А то место, где он расположен, наделено мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи.

 

 

 

 

Источники: engineer-history.ru; masterok.livejournal.com; kudago.com

 

 

stroi.mos.ru

Храм Христа Спасителя - РУССКАЯ ИСТОРИЯ

В день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал «Высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа». На объявленный вслед за этим архитектурный конкурс представили проекты самые известные мастера тех лет: В. И. Беретти, О. И. Бове, А. Л. Витберг, А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди, А. Д. Захаров, Дж. Кваренги, А. И. Мельников, А. А. Михайлов 2-й, В. П. Стасов и другие. Здание храма должно было увенчать Воробьёвы горы и господствовать в панораме Москвы.

Несомненными художественными достоинствами отличались произведения многих известных зодчих. Однако им не хватало величия, чтобы отразить подвиг русского народа и общеевропейское значение этого события.

В 1815 году император утвердил монументальный проект 26-летнего А. Л. Витберга, сопровождавшийся пояснительной программой. «Я желал, чтобы он (храм. – Ю. С.) был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлён какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлён ею, и потому скрывал своё желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни», – так оценил Александр I проект молодого зодчего.

Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года на Воробьёвых горах, однако через несколько лет выяснилось, что работы велись без предварительного исследования грунтов, несущая способность которых не позволяла возвести столь грандиозное сооружение. В 1827 году последовал высочайший рескрипт о прекращении строительных работ.

На смену классицизму, господствовавшему в Европе на протяжении двух веков, пришёл новый интернациональный стиль – историзм, по-разному показавший себя в каждой из европейских стран. Искусство многих стран роднило не просто обращение к истории как источнику художественного творчества, но главным образом к быстро развивавшейся исторической науке и археологии, особенно к средневековым древностям как творческим образцам.

Император полагал, что именно в Москве, древней столице государства, будет уместно строительство грандиозного православного храма и кремлёвского дворца в едва нарождавшемся тогда стиле. Он первым в Европе придал историческим мотивам столь масштабный характер.

Рождению нового образа храма Христа Спасителя предшествовали стилистические поиски в российском и европейском зодчестве. Ещё в 1813 году гениальный А. Н. Воронихин ввёл в конкурсный проект храма Христа Спасителя древнерусские мотивы XVII века, соединив их с классицистической основой здания. С этого времени объединение классицистических и неосредневековых мотивов стало характерной особенностью начального периода историзма в первой половине XIX века, особенно в церковной архитектуре.

Подобный приём использовали самые известные мастера европейского классицизма – В. П. Стасов (1769–1848) и Лео фон Кленце (1784–1864). По заказу Александра I В. П. Стасов с 1825 года возвёл новую Десятинную церковь в Киеве (1828–1842) и храм Святого Александра Невского в Потсдаме (1826–1829) в формах древнерусского зодчества. Лео фон Кленце построил неовизантийскую придворную церковь Всех Святых (1826–1837) по заказу Людвига I Баварского (1825–1848).

Молодой помощник В. П. Стасова К. А. Тон также стал приверженцем этих поисков, что выразилось в создании петербургских храмов во имя святой великомученицы Екатерины в Коломне на Петергофском шоссе (1830–1837) и в Царском Селе (1831–1840).

В 1829 году на проект храма Христа Спасителя был объявлен новый конкурс. Наряду с Воробьёвыми горами предлагались места вблизи Кремля. На фоне преобладавших классицистических проектов А. П. Брюллова, В. И. Беретти, О. И. Бове, Н. Е. Ефимова, А. И. Мельникова, В. П. Стасова, И. И. Шарлеманя выделялся замысел А. С. Кутепова, очень близкий к последующему направлению творческих поисков К. А. Тона.

В 1831 году проектирование храма было окончательно поручено 35-летнему зодчему. Константин, как и его братья Александр и Андрей, также архитекторы, поступил в Академию художеств, учился у А. Н. Воронихина, стажировался во Франции и Италии, где был избран членом Римской и Флорентийской академий художеств. По возвращении в столицу он занялся отделкой парадных залов и проектом набережной напротив главного фасада Академии художеств. На формирование его творческого кредо оказал влияние покровитель историзма президент Академии А. Н. Оленин. Для развития нового стиля требовались изображения памятников древнерусской архитектуры и искусства. В годы президентства Оленина (1817–1843) началось создание древнерусской коллекции, без которой было немыслимо становление историзма в его русской версии. В начале 1830-х годов К. А. Тон, наряду с Н. Е. Ефимовым, П. С. Максютиным и особенно Ф. Г. Солнцевым, увлечённо изучал допетровское наследие.

Благодаря историческим изысканиям стало возможно рождение того проекта храма Христа Спасителя, который был создан гением К. А. Тона. Прежде всего, поражали грандиозные размеры сооружения: высота – более 100 метров, а ширина – более 80 метров, при вместимости не менее 10 тысяч человек. Основой плана стал равносторонний греческий крест. Высокое центральное пространство окаймляла внутренняя галерея. На четырёх гигантских пилонах покоился барабан, увенчанный луковичной главой. Его окружали малые сквозные главки. Замысел был классически прост и монументален, что оказало решающее влияние на утверждение проекта императором.

К. А. Тон определял стиль своих построек как «византийский, сроднившийся с давних времён с элементами нашей народности» (5, с. 91). Поэтому и стиль тоновской архитектуры получил у современников название русско-византийского в отличие от германо-византийского, известного ранее по постройкам Лео фон Кленце, а затем и по неовизантийским базиликам в Сакрове (1841) и Потсдаме (1843), сооружавшимся по заказу Фридриха Вильгельма IV (1841–1861), подражавшего Константину Великому.

Произведения Тона положили основу развития русского стиля. Автором этого термина стал современник Тона И. И. Свиязев. Развитие же византийского стиля началось в нашей стране лишь в 1850-х годах вопреки воле Николая I, неохотно утвердившего проект Владимирского собора в Киеве со словами: «Терпеть не могу этого стиля, но не в пример прочим разрешаю» (12).

Система декора храма Христа Спасителя с использованием древнерусских орнаментальных деталей, луковичные венчания куполов, килевидные арки, характерные для московского зодчества, аркатурно-колончатые пояса из арсенала владимиро-суздальской средневековой архитектуры и другие детали свидетельствовали о преобладании русской, а не византийской традиции.

В произведениях Тона русский стиль церковной архитектуры, сменивший классицизм и воспринимавшийся современниками как русско-византийский, выражал возврат России на её магистральный цивилизационный путь как преемницы Восточной Римской империи. Победа в войне с Наполеоном воспринималась как торжество над богоборческим Западом, подобно тому, как ранее Византия торжествовала над варварской Европой.

Начало работам по возведению храма Христа Спасителя было положено в 1837 году вблизи Алексеевского монастыря. Десятого сентября 1839 года на выведенных фундаментах состоялась закладка главного престола. К 1846 году завершилось возведение стен, а через три года – их наружная облицовка и возведение главы. В 1860 году собор можно было увидеть уже без лесов, и началось создание его живописного убранства. Наряду с Тоном в строительстве и отделке здания участвовали его помощники – архитекторы А. И. Резанов, Л. В. Даль, И. И. Свиязев, И. С. Каминский, Н. В. Дмитриев.

Программа росписи и фасадных рельефов была разработана митрополитом Московским Филаретом (В. М. Дроздовым) на основе идеи преемственности событий священной, византийской и российской истории. Она с особой убедительностью запечатлена в горельефах, выполненных скульпторами П. К. Клодтом, Н. А. Рамазановым и А. В. Логановским.

Стиль росписи, как и архитектуры, представлял собой сплав академической и древнерусской традиций. Орнаменты (Л. В. Даль), шатровая сень главного алтаря (А. И. Резанов), образы святых тяготели к историзму, а сцены новозаветной и русской истории – к академической живописи, представленной именами Ф. А. Бронникова, В. П. Верещагина, Ф. С. Журавлёва, А. И. Корзухина, И. Н. Крамского, А. Д. Литовченко, В. Е. Маковского, Т. А. Нефа, И. М. Прянишникова, Г. И. Семирадского, В. И. Сурикова, П. М. Шамшина и многих других. Стены галереи украсили мраморные доски с названиями всех воинских частей, геройски сражавшихся в 1812–1814 годах.

Торжество освящения собора 26 мая 1883 года в праздник Вознесения Господня и коронации императора Александра III совершил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (И. М. Руднев).

Великолепным дополнением архитектурного ансамбля стал монумент Александру III работы скульптора А. М. Опекушина, открытый в 1912 году и напоминавший о событии 1883 года: самодержец был изображён в момент коронации, восседая на троне в короне, мантии и с императорскими регалиями.

В начале ХХ века собор оставался важнейшим духовным центром Москвы, олицетворяя симфонию церковной и императорской властей. Пятнадцатого августа 1917 года в его стенах Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Святейшего Патриарха Тихона на восстановленный после 200-летнего синодального периода патриарший престол.

Богоборческая власть, пленившая Россию в 1917 году, порывала не только с историческим прошлым страны, но и пыталась лишить её духовных корней. В 1929 году от закрытия храмов и монастырей перешли к их разрушению. Второго июня 1931 года было принято решение о строительстве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов, 18 августа приступили к разборке здания, а 5 декабря 1931 года в полдень оно было взорвано. Начавшееся вскоре строительство Дворца Советов из-за войны прекратилось, а открытие в 1958 году бассейна «Москва» показало всему миру бесплодность утопических идей его авторов.

Общественное движение и Фонд по восстановлению храма Христа Спасителя, созданный в конце 1980-х годов благодаря инициативе В. А. Солоухина, В. Г. Распутина, В. Н. Крупина, В. П. Мокроусова, символизировали начало духовного возрождения России.

Однако ряд московских архитекторов высказался против повторения проекта К. А. Тона, настаивая на возведении храма по новому, современному проекту. В полемике, прозвучавшей на научной конференции в стенах Московского Кремля, трудно было не услышать отзвуки тех негативных оценок творчества Тона, которые в значительной мере способствовали сносу храма в 1931 году.

Священный Синод Русской Православной Церкви выступил за воссоздание храма на прежнем месте. Благодаря указу Президента России Б. Н. Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы» (1992) и постановлению Правительства Москвы «О воссоздании храма Христа Спасителя в г. Москве» (1994) осенью 1994 года начались строительные работы. В рождественский день 7 января 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии Председателя Правительства России и мэра Москвы отслужил молебен в честь закладки собора.

Первое патриаршее богослужение в стенах восстановленного храма состоялось 14 апреля 1996 года. Освящение престола Спасо-Преображенской церкви в крипте собора 19 августа того же года положило начало еженедельным и праздничным богослужениям. После освящения стен 7 сентября 1997 года Патриархом Алексием II началось воссоздание живописи и рельефов. Они создавались мастерами Российской академии художеств – преемницы Императорской академии. Возглавил работы президент академии З. К. Церетели. Восстановление архитектуры велось под руководством М. М. Посохина, живописи – Е. И. Зверькова, скульптуры – Ю. Г. Орехова. Общее количество живописцев, скульпторов, иконописцев, мастеров декоративного искусства превышало 500 человек. К декабрю 1999 года роспись и убранство храма были окончены.

Тридцать первого декабря было совершено Малое освящение храма. Первая Божественная литургия в возрождённом кафедральном соборе состоялась в престольный праздник Рождества Христова, ознаменовав 2000-летие христианства. Девятнадцатого августа того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения храма. Девятого июня 2004 года здесь упокоились мощи митрополита Московского Филарета (В. М. Дроздова).

Восстановление архитектуры собора ещё раз заставило обратиться к творчеству К. А. Тона, представляющего ранний этап эволюции историзма в нашей стране. История создания собора на протяжении трёх царствований свидетельствует о последовательном государственном, императорском покровительстве историзму как магистральному стилю русского искусства XIX века.

Подобно тому, как создание храма Христа Спасителя в XIX веке явилось символом торжества христианской цивилизации над богоборческой Европой, так и его восстановление в конце ХХ столетия стало свидетельством торжества созидания над варварством разрушения и богоборчества.

Литература и источники

1. Мостовский М. С. История храма Христа Спасителя в Москве. М., 1882. 

2. Филарет (Дроздов В. М.). Материалы для истории Русской Церкви: Переписка Московского митрополита Филарета относительно храма Христа Спасителя // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1882. Май.

3. Храм Христа Спасителя в Москве. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1918. 

4. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1982.

5. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989.

6. Буторов А. В. Храм Христа Спасителя. М., 1992.

7. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813–1931. М., 1992.

8. Сергеев П. В. Митрополит Филарет и церковная архитектура // Московский журнал. № 7. 1996.

9. Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.

10. Храм Христа Спасителя. М., 2000–2010.

11. Храм Христа Спасителя как памятник воинской славы // Христолюбивое воинство: Православная традиция русской армии. 2-е изд., М., 2006.

12. Савельев Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. М., 2008. 

rus-istoria.ru

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — главный кафедральный собор Русской православной церкви. Трудно найти еще один такой храм, который имел бы столь трагическую и удивительную судьбу.

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция — форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья — на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов — в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу — 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января — по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 — 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Особенности строения и внутреннего интерьера Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства.

К равностороннему кресту примыкают угловые пилоны, благодаря которым храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок — 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке средних ворот можно увидеть нарисованных ангелов с распростёртыми крыльями.

На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, имеющие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.

Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к Кремлю. В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.

На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых — распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Входные двери храма Христа Спасителя украшены скульптурами и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого.

Паперти крылец сделаны из финского мелкозернистого гранита темно-красного цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма.

Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны.

Большой интерес представляет оформление подкупольного пространства. Центральная часть и площадь малых куполов отведены изображению Бога, ниже — земной жизни Христа, в пересечении находятся иконы Богоматери и святых.

Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находится уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра.

Росписи главного алтаря изображают священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

Внутреннее помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных пород камня — лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород итальянского мрамора.

Украшением интерьера служат многочисленные бронзовые детали: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты. Серебряную утварь, ковры и мебель заказывали лучшим мастерам.

Храм Христа Спасителя сейчас является главным кафедральным собором Русской Православной церкви. Нижняя часть храма действует постоянно, а верхнее помещение используется во время торжественных богослужений.

geographyofrussia.com

Храм Христа Спасителя. Часть 1, историческая

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Официальный сайт: http://www.xxc.ru/

Монумент в честь императора Александра II

Патриарший мост

В шатре возле храма открыта выставка песчаной скульптуры. На фото - фрагменты экспозиции "Святая Русь".

anothercity.livejournal.com

Храм Христа Спасителя - РУССКАЯ ИСТОРИЯ

В день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал «Высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа». На объявленный вслед за этим архитектурный конкурс представили проекты самые известные мастера тех лет: В. И. Беретти, О. И. Бове, А. Л. Витберг, А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди, А. Д. Захаров, Дж. Кваренги, А. И. Мельников, А. А. Михайлов 2-й, В. П. Стасов и другие. Здание храма должно было увенчать Воробьёвы горы и господствовать в панораме Москвы.

Несомненными художественными достоинствами отличались произведения многих известных зодчих. Однако им не хватало величия, чтобы отразить подвиг русского народа и общеевропейское значение этого события.

В 1815 году император утвердил монументальный проект 26-летнего А. Л. Витберга, сопровождавшийся пояснительной программой. «Я желал, чтобы он (храм. – Ю. С.) был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлён какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлён ею, и потому скрывал своё желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни», – так оценил Александр I проект молодого зодчего.

Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года на Воробьёвых горах, однако через несколько лет выяснилось, что работы велись без предварительного исследования грунтов, несущая способность которых не позволяла возвести столь грандиозное сооружение. В 1827 году последовал высочайший рескрипт о прекращении строительных работ.

На смену классицизму, господствовавшему в Европе на протяжении двух веков, пришёл новый интернациональный стиль – историзм, по-разному показавший себя в каждой из европейских стран. Искусство многих стран роднило не просто обращение к истории как источнику художественного творчества, но главным образом к быстро развивавшейся исторической науке и археологии, особенно к средневековым древностям как творческим образцам.

Император полагал, что именно в Москве, древней столице государства, будет уместно строительство грандиозного православного храма и кремлёвского дворца в едва нарождавшемся тогда стиле. Он первым в Европе придал историческим мотивам столь масштабный характер.

Рождению нового образа храма Христа Спасителя предшествовали стилистические поиски в российском и европейском зодчестве. Ещё в 1813 году гениальный А. Н. Воронихин ввёл в конкурсный проект храма Христа Спасителя древнерусские мотивы XVII века, соединив их с классицистической основой здания. С этого времени объединение классицистических и неосредневековых мотивов стало характерной особенностью начального периода историзма в первой половине XIX века, особенно в церковной архитектуре.

Подобный приём использовали самые известные мастера европейского классицизма – В. П. Стасов (1769–1848) и Лео фон Кленце (1784–1864). По заказу Александра I В. П. Стасов с 1825 года возвёл новую Десятинную церковь в Киеве (1828–1842) и храм Святого Александра Невского в Потсдаме (1826–1829) в формах древнерусского зодчества. Лео фон Кленце построил неовизантийскую придворную церковь Всех Святых (1826–1837) по заказу Людвига I Баварского (1825–1848).

Молодой помощник В. П. Стасова К. А. Тон также стал приверженцем этих поисков, что выразилось в создании петербургских храмов во имя святой великомученицы Екатерины в Коломне на Петергофском шоссе (1830–1837) и в Царском Селе (1831–1840).

В 1829 году на проект храма Христа Спасителя был объявлен новый конкурс. Наряду с Воробьёвыми горами предлагались места вблизи Кремля. На фоне преобладавших классицистических проектов А. П. Брюллова, В. И. Беретти, О. И. Бове, Н. Е. Ефимова, А. И. Мельникова, В. П. Стасова, И. И. Шарлеманя выделялся замысел А. С. Кутепова, очень близкий к последующему направлению творческих поисков К. А. Тона.

В 1831 году проектирование храма было окончательно поручено 35-летнему зодчему. Константин, как и его братья Александр и Андрей, также архитекторы, поступил в Академию художеств, учился у А. Н. Воронихина, стажировался во Франции и Италии, где был избран членом Римской и Флорентийской академий художеств. По возвращении в столицу он занялся отделкой парадных залов и проектом набережной напротив главного фасада Академии художеств. На формирование его творческого кредо оказал влияние покровитель историзма президент Академии А. Н. Оленин. Для развития нового стиля требовались изображения памятников древнерусской архитектуры и искусства. В годы президентства Оленина (1817–1843) началось создание древнерусской коллекции, без которой было немыслимо становление историзма в его русской версии. В начале 1830-х годов К. А. Тон, наряду с Н. Е. Ефимовым, П. С. Максютиным и особенно Ф. Г. Солнцевым, увлечённо изучал допетровское наследие.

Благодаря историческим изысканиям стало возможно рождение того проекта храма Христа Спасителя, который был создан гением К. А. Тона. Прежде всего, поражали грандиозные размеры сооружения: высота – более 100 метров, а ширина – более 80 метров, при вместимости не менее 10 тысяч человек. Основой плана стал равносторонний греческий крест. Высокое центральное пространство окаймляла внутренняя галерея. На четырёх гигантских пилонах покоился барабан, увенчанный луковичной главой. Его окружали малые сквозные главки. Замысел был классически прост и монументален, что оказало решающее влияние на утверждение проекта императором.

К. А. Тон определял стиль своих построек как «византийский, сроднившийся с давних времён с элементами нашей народности» (5, с. 91). Поэтому и стиль тоновской архитектуры получил у современников название русско-византийского в отличие от германо-византийского, известного ранее по постройкам Лео фон Кленце, а затем и по неовизантийским базиликам в Сакрове (1841) и Потсдаме (1843), сооружавшимся по заказу Фридриха Вильгельма IV (1841–1861), подражавшего Константину Великому.

Произведения Тона положили основу развития русского стиля. Автором этого термина стал современник Тона И. И. Свиязев. Развитие же византийского стиля началось в нашей стране лишь в 1850-х годах вопреки воле Николая I, неохотно утвердившего проект Владимирского собора в Киеве со словами: «Терпеть не могу этого стиля, но не в пример прочим разрешаю» (12).

Система декора храма Христа Спасителя с использованием древнерусских орнаментальных деталей, луковичные венчания куполов, килевидные арки, характерные для московского зодчества, аркатурно-колончатые пояса из арсенала владимиро-суздальской средневековой архитектуры и другие детали свидетельствовали о преобладании русской, а не византийской традиции.

В произведениях Тона русский стиль церковной архитектуры, сменивший классицизм и воспринимавшийся современниками как русско-византийский, выражал возврат России на её магистральный цивилизационный путь как преемницы Восточной Римской империи. Победа в войне с Наполеоном воспринималась как торжество над богоборческим Западом, подобно тому, как ранее Византия торжествовала над варварской Европой.

Начало работам по возведению храма Христа Спасителя было положено в 1837 году вблизи Алексеевского монастыря. Десятого сентября 1839 года на выведенных фундаментах состоялась закладка главного престола. К 1846 году завершилось возведение стен, а через три года – их наружная облицовка и возведение главы. В 1860 году собор можно было увидеть уже без лесов, и началось создание его живописного убранства. Наряду с Тоном в строительстве и отделке здания участвовали его помощники – архитекторы А. И. Резанов, Л. В. Даль, И. И. Свиязев, И. С. Каминский, Н. В. Дмитриев.

Программа росписи и фасадных рельефов была разработана митрополитом Московским Филаретом (В. М. Дроздовым) на основе идеи преемственности событий священной, византийской и российской истории. Она с особой убедительностью запечатлена в горельефах, выполненных скульпторами П. К. Клодтом, Н. А. Рамазановым и А. В. Логановским.

Стиль росписи, как и архитектуры, представлял собой сплав академической и древнерусской традиций. Орнаменты (Л. В. Даль), шатровая сень главного алтаря (А. И. Резанов), образы святых тяготели к историзму, а сцены новозаветной и русской истории – к академической живописи, представленной именами Ф. А. Бронникова, В. П. Верещагина, Ф. С. Журавлёва, А. И. Корзухина, И. Н. Крамского, А. Д. Литовченко, В. Е. Маковского, Т. А. Нефа, И. М. Прянишникова, Г. И. Семирадского, В. И. Сурикова, П. М. Шамшина и многих других. Стены галереи украсили мраморные доски с названиями всех воинских частей, геройски сражавшихся в 1812–1814 годах.

Торжество освящения собора 26 мая 1883 года в праздник Вознесения Господня и коронации императора Александра III совершил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (И. М. Руднев).

Великолепным дополнением архитектурного ансамбля стал монумент Александру III работы скульптора А. М. Опекушина, открытый в 1912 году и напоминавший о событии 1883 года: самодержец был изображён в момент коронации, восседая на троне в короне, мантии и с императорскими регалиями.

В начале ХХ века собор оставался важнейшим духовным центром Москвы, олицетворяя симфонию церковной и императорской властей. Пятнадцатого августа 1917 года в его стенах Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Святейшего Патриарха Тихона на восстановленный после 200-летнего синодального периода патриарший престол.

Богоборческая власть, пленившая Россию в 1917 году, порывала не только с историческим прошлым страны, но и пыталась лишить её духовных корней. В 1929 году от закрытия храмов и монастырей перешли к их разрушению. Второго июня 1931 года было принято решение о строительстве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов, 18 августа приступили к разборке здания, а 5 декабря 1931 года в полдень оно было взорвано. Начавшееся вскоре строительство Дворца Советов из-за войны прекратилось, а открытие в 1958 году бассейна «Москва» показало всему миру бесплодность утопических идей его авторов.

Общественное движение и Фонд по восстановлению храма Христа Спасителя, созданный в конце 1980-х годов благодаря инициативе В. А. Солоухина, В. Г. Распутина, В. Н. Крупина, В. П. Мокроусова, символизировали начало духовного возрождения России.

Однако ряд московских архитекторов высказался против повторения проекта К. А. Тона, настаивая на возведении храма по новому, современному проекту. В полемике, прозвучавшей на научной конференции в стенах Московского Кремля, трудно было не услышать отзвуки тех негативных оценок творчества Тона, которые в значительной мере способствовали сносу храма в 1931 году.

Священный Синод Русской Православной Церкви выступил за воссоздание храма на прежнем месте. Благодаря указу Президента России Б. Н. Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы» (1992) и постановлению Правительства Москвы «О воссоздании храма Христа Спасителя в г. Москве» (1994) осенью 1994 года начались строительные работы. В рождественский день 7 января 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии Председателя Правительства России и мэра Москвы отслужил молебен в честь закладки собора.

Первое патриаршее богослужение в стенах восстановленного храма состоялось 14 апреля 1996 года. Освящение престола Спасо-Преображенской церкви в крипте собора 19 августа того же года положило начало еженедельным и праздничным богослужениям. После освящения стен 7 сентября 1997 года Патриархом Алексием II началось воссоздание живописи и рельефов. Они создавались мастерами Российской академии художеств – преемницы Императорской академии. Возглавил работы президент академии З. К. Церетели. Восстановление архитектуры велось под руководством М. М. Посохина, живописи – Е. И. Зверькова, скульптуры – Ю. Г. Орехова. Общее количество живописцев, скульпторов, иконописцев, мастеров декоративного искусства превышало 500 человек. К декабрю 1999 года роспись и убранство храма были окончены.

Тридцать первого декабря было совершено Малое освящение храма. Первая Божественная литургия в возрождённом кафедральном соборе состоялась в престольный праздник Рождества Христова, ознаменовав 2000-летие христианства. Девятнадцатого августа того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения храма. Девятого июня 2004 года здесь упокоились мощи митрополита Московского Филарета (В. М. Дроздова).

Восстановление архитектуры собора ещё раз заставило обратиться к творчеству К. А. Тона, представляющего ранний этап эволюции историзма в нашей стране. История создания собора на протяжении трёх царствований свидетельствует о последовательном государственном, императорском покровительстве историзму как магистральному стилю русского искусства XIX века.

Подобно тому, как создание храма Христа Спасителя в XIX веке явилось символом торжества христианской цивилизации над богоборческой Европой, так и его восстановление в конце ХХ столетия стало свидетельством торжества созидания над варварством разрушения и богоборчества.

Литература и источники

1. Мостовский М. С. История храма Христа Спасителя в Москве. М., 1882. 

2. Филарет (Дроздов В. М.). Материалы для истории Русской Церкви: Переписка Московского митрополита Филарета относительно храма Христа Спасителя // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1882. Май.

3. Храм Христа Спасителя в Москве. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1918. 

4. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1982.

5. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989.

6. Буторов А. В. Храм Христа Спасителя. М., 1992.

7. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813–1931. М., 1992.

8. Сергеев П. В. Митрополит Филарет и церковная архитектура // Московский журнал. № 7. 1996.

9. Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.

10. Храм Христа Спасителя. М., 2000–2010.

11. Храм Христа Спасителя как памятник воинской славы // Христолюбивое воинство: Православная традиция русской армии. 2-е изд., М., 2006.

12. Савельев Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. М., 2008. 

rus-istoria.ru

Храм Христа Спасителя в Москве. История храма.

Остановить слайд-шоу Запустить слайд-шоу

1/5

Храм Христа Спасителя в Москве строился почти 40 лет. В 1846 году был возведен свод главного купола. Три года спустя завершили работы по облицовке и начали устанавливать металлическую кровлю и главы. В 1860 году строительные леса были, наконец, разобраны и храм явился перед москвичами во всем своем величии.

Еще двадцать лет ушли на роспись и отделку храма. Для сооружения храма использовался плотный белый известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки снаружи и внутри были использованы темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы.

Храм расписывали выдающиеся художники того времени — Г И. Семирадский, В. И. Суриков, В. П. Верещагин, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, П. С. Сорокин, А. И. Корзухин, М. Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П. К. Клодтом, А. В. Логановским, Н. А. Рамазановым.

Местоположение храма чрезвычайно выгодно, его мощные золотые купола неожиданно открываются со многих видовых точек. Здание поражает своими огромными размерами, но отнюдь не богатством замысла. В храме Христа Спасителя древнерусские формы, заимствованные из построек небольшого размера, были механически увеличены в несколько раз, что привело к их утяжелению и немасштабности всего сооружения. Высота его настолько огромна, что в нем свободно может поместиться колокольня Ивана Великого.

В плане храм Христа Спасителя представляет собой равноконечный крест. Его высота составляла 103,5 метра, площадь — 6805 квадратных метров, а диаметр главного купола — 25,5 метра. Во время богослужения в нем одновременно могло находиться 10 000 человек. Правый придел храма был посвящен Николаю-Чудотворцу, а левый — Александру Невскому. На четырех колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый большой из который весил 1654 пуда. 26 мая 1883 года он был, наконец, освящен.

Созданный во имя увековечивания победы русского народа в Отечественной войне, он отчасти являлся и памятником-музеем. В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке излагалось описание сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых «нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров, имена отличившихся и получивших награды. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и манифестов той эпохи — от рескрипта о вступлении неприятеля в пределы России до манифеста о взятии Парижа, низложении Наполеона и заключении мира. В четырех мраморных киотах располагались двенадцать икон, имевших особое значение и отношение к событиям 1812 — 1814 годов. А на площади, прилегающей к храму, планировалось установить бронзовые бюсты героев Отечественной войны, памятники императору Александру I, М. И. Кутузову, М. Б. Барклаю-де-Толли и основателю храма императору Николаю I. С южной стороны у спуска к Москве-реке планировалось поставить два обелиска из трофейных орудий: один — из орудий, захваченных в 1812 году, а второй — из орудий, отбитых в заграничной кампании 1813 — 1814 годов. Эти проекты так и не были осуществлены.

russian-temples.ru

Храм Христа Спасителя краткая информация

Храм Христа Спасителя – это главный храм всей России. Кафедральный собор является местом для проведения богослужений Патриарха Московского и всея Руси, заседаний Архиерейских соборов и прочих важнейших церковных форумов. Данный храм давно стал символом страны и духовной веры россиян, а также памятником сложной и запутанной истории России. Храм Христа Спасителя был передан в постоянное пользование РПЦ мэрией Москвы.

Храм Христа Спасителя до разрушения

Храм Христа Спасителя до разрушения

Храм был возведен в честь памяти героев Отечественной войны 1812 года как великий памятник смелости духа русского народа. По обыкновению подобные обетные церкви возводились в честь святого или одного из великих церковных праздников. Однако данный храм был построен в честь самого Христа Спасителя. Главным архитектором первого проекта постройки был Александр Витберг. Он считал, что будущий собор должен быть самым масштабным и величественным, по своей моще превосходя даже римский Собор Святого Петра.

По первому проекту храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, однако после заложения фундамента было решено изменить место на территорию с более устойчивой почвой. Александр Витберг был отстранен от строительства из-за огромных расходов, и его место было передано Константину Тону. Под его профессиональным и чутким руководством возведение храма началось в 1839 году на новом месте – неподалеку от Кремля. Проект Тона был выбран основополагающим, и грандиозное возведение храма по нему завершилось только в 1881 году.

Роспись в куполе Храма Христа Спасителя

Роспись в куполе Храма Христа Спасителя

Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. По плану советской власти на освободившейся территории собора должен был быть построен огромный Дворец Советов с торжественным памятником Ленину. Однако начало войны не дало проекту исполниться, и в результате обедневшего бюджета и изменившихся настроений в политике строительство так и не началось даже в послевоенные годы. С 1960 до 1994 года на месте бывшего храма находился общественный бассейн «Москва».

После переворота власти и образования Российской Федерации правительством было принято решение о новой постройке великого храма. Алексей Денисов – талантливый реставратор – провел огромный труд над восстановлением того облика собора, которым он отличался в XIX веке. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.

Современный фасад Храма Христа Спасителя

Современный фасад Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя краткая информация. Автор: Лидия Новикова

interesting-information.ru