Юг полюс пласт: ООО ЮЖНЫЙ ПОЛЮС, Таганрог (ИНН 6154148216), реквизиты, выписка из ЕГРЮЛ, адрес, почта, сайт, телефон, финансовые показатели

Южный полюс — Газета «Северные ведомости»



Тяжелую нефть Ярегского месторождения добывают с помощью пара. Чтобы поднять на поверхность одну тонну «черного золота», требуется четыре тонны пара. Поэтому парогенераторные мощности в Сервисном центре «Ярегаэнергонефть» Усинского регионального управления (УРУ) ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» постоянно растут и модернизируются. Под занавес 2019 года в строй введена парогенераторная установка (ПГУ) «Юг».

За выработку пара и надежное электроснабжение ответственность несет УРУ ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», обслуживающее Ярегскую ТЭЦ, воздушные, кабельные линии электропередачи, электрические подстанции, котельные на шахтах и парогенераторные установки. Раньше на территории НШПП «Яреганефть» таких установок было две – ПГУ «Центр» и «Север», общая мощность которых составляла 450 тонн пара в час. Эти установки расширили: в конце 2018 года установлены, опробованы и введены в эксплуатацию два котла производительностью по 30 тонн пара в час каждый на «Севере», а в марте прошлого года такие же заработали на ПГУ «Центр».

Каждая парогенераторная установка на Яреге представляет собой целый комплекс сооружений. На территории одной ПГУ находится пять парогенерирующих установок, включающих в себя 10 котлов.

Новая ПГУ «Юг» – а если говорить точнее, ее первая очередь – схожа со своими предшественницами. Здесь применены те же технологические решения, установлены котлы российского производства.

По словам начальника Сервисного центра «Ярегаэнергонефть» УРУ ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» Сергея Синица, эти котлоагрегаты уникальны. Они приспособлены к ярегской воде с большим содержанием железа.

Кстати, названия парогенераторных установок соответствуют географии их расположения. Под землей раскинулся лабиринт из уклонных блоков нефтешахт, и каждая ПГУ распределяет пар для своей площади.

«Энергетики всегда сверяют часы с нефтяниками», – говорит Сергей Синица. В зависимости от запланированных объемов добычи «черного золота» генерируются объемы пара. Как сказано выше, для подъема на поверхность одной тонны нефти нужно закачать в пласт четыре тонны пара.

Производительность первой очереди ПГУ «Юг» – 60 тонн пара в час. Установка будет «обрастать» новыми котлами и корпусами в течение трех лет.

Решение ее построить связано в первую очередь со вводом новых перспективных «уклонов». Сегодня ПГУ состоит из одного блока, в дальнейшем будут пристраиваться новые модули, куда установят дополнительные котлы. Первая очередь «большой стройки» завершена, окончание второй запланировано на август 2020 года, третьей – на 2022-й. Параллельно намечено расширение и других ПГУ.

– Мы в самом начале большого пути, до нас никто такого не делал. Можно с уверенностью сказать, что мы открыли новую страницу развития Ярегского месторождения, – подчеркнул главный инженер сервисного центра «Ярегаэнергонефть» УРУ ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» Сергей Судовский.

Валентина ЗАХАРОВА

 



Почему Скотт пришёл к Южному Полюсу вторым, а Амундсен предпоследним / Хабр

Если ты ненадёжен — то не стоит руководить полярной экспедицией.

Хотя если ты самонадеян до крайности — как ты сам догадаешься о своей некомпетентности?

История покорения Южного полюса — это готовый учебник менеджмента. Удачно получилось, что у нас есть пример двух руководителей, действующих в одной и той же ситуации, буквально сферический образец управления в вакууме. Вот вам одинаковая задача и условия, покажите, как делать надо и как не надо.

Суть дела: в январе 1911 в Антарктиде высадились две экспедиции: британская Роберта Скотта и норвежская Руаля Амундсена. Оба хотели достигнуть Южного полюса — последнего места на Земле, где ещё не побывал человек. Группы перезимовали у побережья и стартанули к полюсу почти одновременно. Кто успевал первым, тому и должна была достаться вся слава.

Каноничная карта маршрутов двух экспедиций

Шли параллельными маршрутами. У норвежцев путь от бухты до полюса был чуть короче, но они шли по неизведанному пути.

Англичане шли дорогой, которую уже разведал британец Эрнест Шеклтон в 1907 году. Тогда он не дошёл до полюса 180 км.

Однако Амундсен и его группа пришли на полюс раньше, потусили там трое суток и благополучно вернулись на базу. Скотт и четверо его компаньонов оказались у полюса на 34 дня позже норвежцев. И все погибли на обратном пути. У троих ещё были шансы выжить, но они замёрзли в палатке без еды и горючего, пока пережидали буран в течении 9 дней. До спасительного склада с продовольствием и керосином им оставалось пройти всего 18 километров.

Экспедиция Скотта была плохо спланирована и организована. Ответственность за это должен нести командир. Но всё искупила героическая гибель. Через 8 месяцев спасательная экспедиция с побережья нашла палатку с трупами. Нашли письма и дневник Скотта, фотоматериалы и даже геологические образцы, которые экспедиция не бросила до последнего.

В глазах мирового сообщества Скотт остался героем, достойнейшим представителем британской нации. А Амундсен — малоприятным типом, который чуть ли не украл у Скотта победу.

Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Оскар Вистинг на Южном полюсе в декабре 1911 (Из архива Национальной библиотеки Норвегии)

Вот вам типичное сообщение британской газеты:

«Скотт пришёл к полюсу вторым. Амундсен — предпоследним!»

Если бы по горячим следам было проведено расследование и сделаны выводы — может это помогло бы британцам лучше планировать крупные операции, типа высадки в Галлиполи? Да ну, бред какой-то.

Давайте пройдёмся по некоторым аспектам экспедиции и оценим разный подход Скотта и Амундсена к планированию и управлению людьми.

1. Люди


Кого вы возьмёте, чтобы идти 1300 км через ледяную пустыню и горы?

(а потом ещё столько же обратно).

Ну наверно подготовленных лыжников или опытных полярников?

В береговой партии Скотта было 65 человек: флотские офицеры, учёные, простые матросы. Группа для финального рывка к полюсу должна была состоять из четверых человек, включая самого Скотта:

  • Эдвард Уилсон — зоолог, врач и художник
  • Лоуренс Отс — кавалерист, внёс в фонд экспедиции 1000 фунтов за право пойти к полюсу
  • Эдгар Эванс — моряк.


Но уже в пути Скотт взял в группу пятого человека, хотя еда рассчитывалась на четверых. Пятым стал Генри Бауэрс — морской офицер. Лыж было четыре пары — Лоуренс Отс отдал свои лыжи Бауэрсу, а сам пошёл пешком.

У Амундсена в береговой партии было всего 9 человек. В группе для покорения полюса тоже было пятеро — все опытные лыжники и полярники. Имён приводить не буду, зачем их запоминать если они не погибли героями?

2. Транспорт


Как тащить припасы?

Скотт был опытный полярник, в 1901-1903 он уже руководил экспедицией в Антарктике. Всему учился на опыте, но не факт, что сделал верные выводы.

Скептически относился к: собакам и лыжам.

Допускал использование лошадей (маньчжурской породы).

Но основную ставку делал на пешую тягу.

План был такой: от побережья заброс снаряжения делают мотосани (3 штуки). Дальше караван из лошадей и собак. А на финальном рывке (700 км до полюса) — груз тянут люди.

Мотосани не помогли. Первые утонули при разгрузке с корабля. Двое других послужили недолго и скоро вышли из строя.

Выявилась проблема и с лошадьми — они плохо переносят холод, для ночёвки им нужно сооружать стену-укрытие. Плюс должны тащить себе фураж. Плюс не всякий снег им подходит — по дороге выяснилось, что они глубоко проваливаются копытами.

Собаки у Скотта тоже были, одним из погонщиков служил русский крестьянин Дмитрий Гирев. Но собачьи упряжки использовались для вспомогательных целей — забросить продовольствие на промежуточный склад. На полюс Скотт собак не взял.

Амундсен сделал ставку на собак и лыжи.

На корабле с ним приплыли 52 гренландские лайки.

Собаки хорошо бегут в упряжках по любому снегу. Ночью они зарываются в снег и не мёрзнут. Питаются сушёной рыбой.

А главный лайфхак с собаками — в середине пути кого-то из них можно пристрелить, а их мясом накормить остальных.

График убийств был рассчитан, это позволило взять больше еды для людей.

Несмотря на запланированные убийства, 11 собак благополучно вернулись на побережье и уплыли на большую землю.

Да, и лыжи. Пока собаки бежали в упряжках, люди бежали рядом на лыжах.

3. Еда


Рацион у обоих экспедиций был примерно одинаков, суточная доза составляла 4500 калорий:

пеммикан (сушёное мясо с жиром), сухое молоко, шоколад, галеты.

Амундсен использовал чуть больше свежего мяса — тюленей (добытых ранее на побережье) и собачатину.

Плюс Амундсен испытывал новинку: пеммикан с добавкой сушёных овощей и овсяных хлопьев (спонсором выступила норвежская армия). Норвежцы меньше страдали от недостатка витамина В12.

А за счёт того, что быстро сгоняли на полюс и обратно, не успели заболеть цингой.

Амундсен рассчитал еду с запасом, на обратном пути они даже сбрасывали лишнее продовольствие.

Ежедневный рацион участника экспедиции Скотта: какао, пеммикан, сахар, печенье, масло.

Однажды норвежцы встретили у своей палатки императорского пингвина. Убили его и съели (true story).

У Скотта в принципе было всё рассчитано с количеством еды (если не считать лишнего едока на финальном рывке к полюсу), но проблема оказалась с расходом калорий. Британцы тратили в среднем 5500 калорий — на тысячу калорий больше норвежцев, потому что тащили всё на себе. Теперь представьте, что это происходит каждый день. Люди слабели на глазах, организм восполнял недостаток калорий за счёт мышечной массы.

4. Промежуточные склады


Каждая экспедиция устроила склады с едой и горючим по своему маршруту.

Скотт делал просто: вот палатка с едой, поставьте сверху флаг.

Логично? Логично, только попробуй его найти на обратном пути. Если ваши следы замело, а на улице пурга.

А Амундсен отмечал каждый склад вереницей флажков:

В итоге англичанам приходилось тратить лишние силы, чтобы найти свои собственные припасы.

Самая трагедия произошла с ближайшим к базе складом Скотта под названием «Одна тонна». Когда перед стартом тащили провизию для него, все очень устали. Скотт пожалел людей и разрешил устроить склад не на 80-й параллели, как планировали, а в паре десятков километров дальше от полюса.

На обратном пути эти несколько километров стали критическими, люди погибли в шаге от спасения.

5. Испарившееся горючее


На обратном пути люди Скотта находили на складах бидоны с керосином наполовину пустыми — подвела оловянная пайка, которая трескалась на морозе. В результате керосин улетучивался.

У Амундсена с этим ситуация оказалась получше.

Исследователи в 1929 году нашли канистру норвежцев — керосин там ещё присутствовал.

6. Планирование впритык


Амундсен при расчёте маршрута оставлял каждый четвёртый день на отдых. Чтобы группа могла просто остаться в палатках и целый день восстанавливаться.

Это пригодилось им при восхождении на ледник Акселя, когда попали в жуткую пургу и продвижение замедлилось. График в итоге не был нарушен, еды хватало.

Скотт не допускал в расчётах случайностей и задержек, не оставил никакого запаса по времени.

Он постоянно говорил: «Мы не можем позволить себе задержку». Готовя четырёхмесячное путешествие, он не заложил в свои планы возможность плохой погоды даже в течение четырёх дней. В худшем случае, как отметил Бауэрс в своём дневнике, «задержка будет означать всего лишь небольшую нехватку провизии на обратном пути, но это мелочи». Мелочи! Это при их дефиците калорий!

Итого: при одинаковых начальных условиях одна группа выполнила свою задачу и вернулась домой, вторая героически погибла. Подробности гибели британской экспедиции трогают душу.

Эдгар Эванс получил травму головы от падения и через сутки умер.

Лоуренс Отс, когда понял, что не может больше идти и не хочет задерживать остальных, сказал: «Я немного пройдусь и вернусь не скоро». Вышел из палатки без обуви и не вернулся.

Трое оставшихся шли столько, сколько позволяла погода. Зима наступила раньше обычного и оказалась гораздо суровее, чем можно было предполагать. Бауэрс и Уилсон умерли первыми, Скотт накрыл их одеялами, собрал дневники и письма, и умер сам.

Последней его записью было «ради Бога, позаботьтесь о наших близких».

Дневники и письма были опубликованы, в Британии объявили сбор пожертвований.

Денег хватило на оплату долгов экспедиции и на пенсию близким погибших.

Скотт стал национальным героем.

Автор «Питера Пена» писал: «Нет такого британца, который бы не почувствовал в эти дни прилив гордости, узнав из послания, написанного в палатке, на что способно его племя».

Поминальную службу провели в соборе Святого Павла, на церемонии присутствовали все высшие чины Великобритании во главе с королём.

А Амундсена в Британии приняли со скандалом: президент Королевского Географического Общества — Джордж Керзон произнёс двусмысленную речь. Амундсен описывал этот эпизод так:

«… Тщательно взвешивая слова, лорд Керзон обосновал приглашение меня в качестве докладчика, причём особо отметил то обстоятельство, что я приписываю часть нашего успеха собакам, после чего завершил свою речь словами: «Посему предлагаю всем присутствующим грянуть троекратное „ура“ в честь собак», — да ещё подчеркнул саркастический и унизительный смысл своего высказывания успокоительным жестом в мою сторону. ..»

Переосмысливать героический образ Роберта Скотта стали только во второй половине 20 века.

Британский журналист Роланд Хантфорд выпустил книгу «Скотт и Амундсен» — собственно её я сегодня пересказываю. Где в подробностях прошёлся по деталям экспедиций и показал разницу в подходах.

Скотт конечно герой, но при этом самоуверенный зазнайка, не умеющий признавать ошибок и извлекать уроки из собственного опыта.

Вы бы пошли с таким в экспедицию? А в бой?

А в мирное время, стали бы заниматься совместным проектом?

Не стоит думать, что героическое раздолбайство — это только британская черта. Буквально в следующем 1912 году пропало три русских арктических экспедиции — и там не всё в порядке было с организацией. Время перечитать «Двух капитанов» — кто всё-таки виноват в гибели экспедиции капитана Татаринова?

Берегите себя и выбирайте правильных руководителей.

Материалы по теме:

1. Собственно книга Хантфорда. У нас вышла под названием «Покорение южного полюса. Гонка лидеров». Годится как настольная книга для менеджеров проектов.

2. Мини-сериал 1985 года по книге. «Последнее место на Земле». В сериале засветились начинающие актёры Хью Грант и Билл Найи.

3. Инфографика двух экспедиций от Бюро Горбунова Ребята заморочились и вышло великолепно.

4. Статья на сайте birdinflight

5. Статья на Вархеде


Напоследок, цитата Амундсдена:

«В таком походе победу обеспечивают не одни только деньги, хотя, видит бог, их тоже очень хорошо иметь побольше, да, пожалуй, смею сказать, в наибольшей степени здесь играет роль метод, при помощи которого проводится снаряжение к походу, — метод, при котором предусматривается каждая трудность и подыскиваются средства бороться с нею или избегать ее. Победа ожидает того, у кого все в порядке, — и это называют удачей. Поражение безусловно постигает того, кто упустил принять вовремя необходимые меры предосторожности, — и это называют неудачей»

Автор: Юрий Деточкин


VDS серверы от Маклауд быстрые и безопасные.

Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!

Южный полюс | Национальное географическое общество

Южный полюс — самая южная точка Земли. Это точная точка южного пересечения земной оси и земной поверхности.

От Южного полюса все направления на север. Его широта составляет 90 градусов южной широты, и там сходятся все линии долготы (как и на Северном полюсе, на противоположном конце Земли).

Южный полюс расположен в Антарктиде, одном из семи континентов Земли. Хотя земля на Южном полюсе возвышается всего лишь на сто метров над уровнем моря, ледяной щит над ней составляет примерно 2700 метров (9000 футов) толщиной. Эта высота делает Южный полюс намного холоднее, чем Северный полюс, который находится посреди Северного Ледовитого океана. На самом деле, самая высокая температура, когда-либо зарегистрированная на Южном полюсе, составляла минус 12,3 градуса по Цельсию (9,9 градуса по Фаренгейту).

Южный полюс находится рядом с самым холодным местом на Земле. Самая низкая температура, зарегистрированная на Южном полюсе, -82,8 градуса Цельсия (-117,0 градуса по Фаренгейту), по-прежнему выше, чем самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная, -89,2 градуса Цельсия (-128,6 градуса по Фаренгейту). Эта температура была зафиксирована на российской исследовательской станции Восток, находящейся на расстоянии около 1300 километров (808 миль).

Поскольку Земля вращается вокруг оси, наклоненной вокруг Солнца, на полюсах наблюдается экстремальное воздействие солнечного света. Фактически, на Южном полюсе наблюдается только один восход солнца (в день сентябрьского равноденствия) и один закат (в день мартовского равноденствия) каждый год. С Южного полюса солнце всегда находится над горизонтом летом и ниже горизонта зимой. Это означает, что в регионе наблюдается до 24 часов солнечного света летом и 24 часов темноты зимой.

Из-за тектоники плит точное положение Южного полюса постоянно меняется. Тектоника плит — это процесс медленного перемещения больших плит земной коры вокруг планеты, столкновения и отрыва друг от друга.

За миллиарды лет земные континенты сдвинулись вместе и разошлись. Миллионы лет назад земля, которая сегодня является восточным побережьем Южной Америки, находилась на Южном полюсе. Сегодня ледяной покров над Южным полюсом дрейфует примерно на 10 метров (33 фута) каждый год.

Южнополярная станция Амундсена-Скотта

По сравнению с Северным полюсом на Южный полюс относительно легко добраться и изучить его. Северный полюс находится посреди Северного Ледовитого океана, а Южный полюс находится на устойчивом участке суши.

Ученые Соединенных Штатов работают на Южнополярной станции Амундсена-Скотта с 1956 года. В любое время на этой исследовательской станции проживает от 50 до 200 ученых и вспомогательного персонала. Сама станция не стоит на земле или ледяном покрове. Он может регулировать свою высоту, чтобы предотвратить его засыпание снегом, который накапливается со скоростью около 20 сантиметров (8 дюймов) каждый год и не тает.

Зимой Южнополярная станция Амундсен-Скотт полностью автономна. Темное небо, минусовая температура и ураганный ветер не позволяют доставить большую часть припасов самолетом или доставить туда пешком. Все продукты питания, медикаменты и другие материалы должны быть обеспечены до долгой антарктической зимы. Энергия станции обеспечивается тремя огромными генераторами, работающими на реактивном топливе.

Зимой запасы еды дополняются оранжереей Южнополярной станции Амундсен-Скотт. Овощи в теплице выращиваются с помощью гидропоники, в питательном растворе вместо почвы.

Некоторые из самых ранних открытий, сделанных на исследовательских станциях Южного полюса, помогли поддержать теорию дрейфа континентов, идею о том, что континенты расходятся и смещаются вместе. Образцы горных пород, собранные вблизи Южного полюса и по всей Антарктиде, соответствуют образцам того же периода времени, собранным в тропических широтах. Геологи делают вывод, что образцы сформировались в одно и то же время и в одном и том же месте, и были разорваны на части в течение миллионов лет, по мере того как Земля раскалывалась на разные континенты.

Сегодня на Южнополярной станции Амундсена-Скотта проводятся самые разнообразные исследования. Относительно нетронутый ледяной щит ведет безупречный учет снегопадов, качества воздуха и погодных условий. Ледяные керны предоставляют данные гляциологам, климатологам и метеорологам, а также ученым, отслеживающим закономерности изменения климата.

Южный полюс характеризуется низкими температурами и влажностью, а также большой высотой над уровнем моря, что делает его прекрасным местом для изучения астрономии и астрофизики. Телескоп Южного полюса изучает низкочастотное излучение, такое как микроволны и радиоволны. Телескоп Южного полюса — один из инструментов, предназначенных для измерения космического микроволнового фона (CMB) — слабого рассеянного излучения, оставшегося после Большого взрыва.

Астрофизики также ищут крошечные частицы, называемые нейтрино, на Южном полюсе. Нейтрино очень слабо взаимодействуют со всей остальной материей. Поэтому детекторы нейтрино должны быть очень большими, чтобы обнаружить измеримое количество частиц. Нейтринный детектор IceCube на Южнополярной станции Амундсена-Скотта имеет более 80 «цепочек» датчиков, достигающих глубины 2450 метров (8038 футов) подо льдом. Это самый большой детектор нейтрино в мире.

Экосистемы Южного полюса

Хотя антарктическое побережье изобилует морскими обитателями, немногие биологи проводят исследования на Южнополярной станции Амундсена-Скотта. Среда обитания слишком сурова для выживания большинства организмов.

Фактически, Южный полюс находится посреди самой большой, самой холодной, самой сухой и самой ветреной пустыни на Земле. В более умеренных частях этой пустыни (называемой Восточной Антарктидой или Маудландией) обитает местная флора, такая как мох и лишайник, а также такие организмы, как клещи и мошки. На самом Южном полюсе вообще нет ни растительной, ни животной жизни. Однако иногда можно заметить морских птиц, таких как поморники, если их сбило с курса.

Исследования

«Полюсная гонка» начала 20-го века является символом мучительного характера полярных исследований.

Европейские и американские исследователи пытались достичь Южного полюса после экспедиции британского капитана Роберта Фалькона Скотта в 1904 году. повернули назад из-за погоды и нехватки припасов.

Шеклтон и Скотт были полны решимости достичь полюса. Скотт работал с учеными, стремясь использовать лучшие методы для сбора данных и образцов.

Шеклтон также проводил научные исследования, хотя его экспедиции были более узко направлены на достижение Южного полюса. В 1907 году он подошел к полюсу на расстояние 160 километров (100 миль), но снова был вынужден повернуть назад из-за погодных условий.

Скотт получил государственную поддержку и государственное финансирование для своего 1910 Terra Nova 9Экспедиция 0060. Он обеспечил провизию и научное оборудование. Помимо моряков и ученых из его команды, в экспедицию «Терра Нова» входили и туристы — гости, которые помогали финансировать путешествие в обмен на участие в нем.

По пути в Антарктиду экспедиция Terra Nova остановилась в Австралии, чтобы забрать последние припасы. Здесь Скотт получил неожиданную телеграмму от норвежского исследователя Роальда Амундсена: «Прошу разрешения сообщить вам Fram [корабль Амундсена], следующий в Антарктику».

Амундсен явно мчался за поул, опередив Скотта, но держал всю подготовку в секрете. Его первоначальная цель — первым достичь Северного полюса — была сорвана американскими исследователями Фредериком Куком и Робертом Пири, которые утверждали, что достигли Северного полюса первыми. (Оба утверждения теперь оспариваются, и полет Амундсена над Северным полюсом общепризнан как первое подтвержденное путешествие туда.) Антарктическое лето (январь). Они разбили базовые лагеря на расстоянии около 640 километров (400 миль) друг от друга. По мере продвижения на юг обе экспедиции создали склады с припасами для обратного пути. В то время как команда Скотта придерживалась маршрута, проложенного Шеклтоном несколько лет назад, Амундсен выбрал новый маршрут.

Скотт проследовал с научным и экспедиционным оборудованием, буксируемым собаками, пони и моторными санями. Моторизованная техника вскоре вышла из строя, и пони не смогли приспособиться к суровому антарктическому климату. Даже ездовые собаки устали. Все пони погибли, а большинство участников экспедиции повернули назад. Только четыре человека из экспедиции Terra Nova (включая друга Скотта Уилсона) отправились со Скоттом к полюсу.

Амундсен путешествовал на собачьих упряжках с командой исследователей, лыжников и погонщиков. Предвидение и навигация окупились: Амундсен достиг полюса 19 декабря.11. Он назвал лагерь Полхейм, и вся экспедиция Fram успешно вернулась на свои склады снабжения, корабль и Норвегию.

Более чем через месяц Скотт достиг Южного полюса только для того, чтобы быть встреченным лагерем Амундсена — он оставил палатку, оборудование и припасы для Скотта, а также записку королю Норвегии, которая должна быть доставлена, если экспедиция Fram не смогла вернуться.

Обескураженная команда Скотта медленно направилась обратно на север. Они столкнулись с более низкими температурами и более суровой погодой, чем команда Амундсена. У них было меньше запасов. Страдая от голода, переохлаждения и обморожения, все участники экспедиции Скотта на Южный полюс умерли менее чем в 18 километрах (11 миль) от склада снабжения.

Американский исследователь Ричард Э. Берд стал первым человеком, пролетевшим над Южным полюсом в 1926 году, а тридцать лет спустя была создана Южнополярная станция Амундсена-Скотта.

Однако следующая сухопутная экспедиция к Южному полюсу была совершена только в 1958 году, более чем через 40 лет после смертельной гонки Амундсена и Скотта. Экспедицию 1958 года возглавил легендарный новозеландский альпинист сэр Эдмунд Хиллари, который стал первым человеком, покорившим Эверест в 1953 году.0003

Транспортировка на Южный полюс

Почти все ученые и вспомогательный персонал, а также припасы доставлены на Южный полюс. Выносливые военные самолеты обычно летают со станции Мак-Мердо, американской базы на антарктическом побережье и самого густонаселенного района континента. Экстремальная и непредсказуемая погода вокруг полюса часто может задержать полеты.

В 2009 году США завершили строительство Южного полюса. Этот участок грунтовой дороги, также называемый шоссе Мак-Мердо-Южный полюс, простирается более чем на 1600 километров (995 миль) над антарктическим ледяным щитом от станции Мак-Мердо до Южнополярной станции Амундсена-Скотта. Доставка грузов из Мак-Мердо к полюсу занимает около 40 дней, но этот маршрут гораздо надежнее и дешевле, чем авиаперелеты. Шоссе также может доставлять гораздо более тяжелое оборудование (например, необходимое для астрофизических лабораторий Южного полюса), чем самолеты.

Ресурсы и территориальные претензии

Весь континент Антарктика не имеет официальных политических границ, хотя многие нации и территории претендуют на землю там. На Южный полюс претендуют семь стран: Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новая Зеландия и Великобритания.

Краткий факт

Холодное и одинокое шоссе
Траверс Южного полюса не асфальтирован. Шоссе было создано путем заполнения глубоких трещин в антарктическом ледяном щите. Единственными транспортными средствами на шоссе являются специализированные тягачи, оснащенные специальными тягачами.

Краткий факт

Традиция ужаса
Несколько «зимних экспедиций» на Южнополярной станции Амундсен-Скотт имеют ежегодную традицию. После того, как последний самолет снабжения покинул объект (чтобы не возвращаться в течение шести месяцев), они смотрят два фильма: The Thing (о инопланетянине-паразите, терроризирующем антарктический исследовательский центр) и The Shining (о смотрителе, изолированном зимой в отдаленном отеле).

Краткий факт

Нет времени на полюсах
Время рассчитывается по долготе. Например, когда солнце кажется прямо над головой, местное время около полудня. Однако все линии долготы сходятся на полюсах, а солнце находится над головой только два раза в год (в дни равноденствия). По этой причине ученые и исследователи на полюсах записывают данные, связанные со временем, используя любой часовой пояс, который они хотят.

Аудио и видео

Канал National Geographic: Сделано руками человека — проект «Южный полюс» NOAA: Камера Южного полюса

Изображения

Приключения National Geographic: как проследить гонку 1912 года к Южному полюсу

Как образовалась Антарктида? — Aurora Expeditions™

Антарктида, какой мы ее знаем, образовалась примерно 34 миллиона лет назад, когда континент был окутан массивным ледяным щитом, которым он известен сегодня. Но Антарктида не всегда была большим южным континентом, покрытым льдом. Много миллионов лет назад он дрейфовал над экватором, и окаменелости показывают, что когда-то он был домом для тропических лесов и динозавров.

Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как образовалась Антарктида.

Динамичная планета

Поверхность Земли всегда находится в движении. Землетрясения, цунами и извержения вулканов свидетельствуют о постоянном движении коры нашей планеты, когда огромные скальные плиты скользят, сталкиваются и расходятся на ложе из расплавленной породы.

Это постоянное движение перемещает континенты по всему земному шару: сотни миллионов лет назад карта мира выглядела бы совсем иначе, чем сегодня.

Антарктида в Гондване

Около 500 миллионов лет назад образовался великий суперконтинент под названием Гондвана. Он состоял из нескольких массивов суши, включая то, что станет современной Индией, Африкой, Южной Америкой, Мадагаскаром, Австралией и Антарктидой. В это время земля, которая станет Антарктидой, находилась над экватором.

Гондвана начала раскалываться около 180 миллионов лет назад. Один за другим оторвались огромные глыбы, сначала Южная Америка и Африка, а затем примерно 40 миллионов лет спустя Индия и Мадагаскар. В результате остатки Гондваны (которая впоследствии стала Австралией и Антарктидой) дрейфовали на юг.

Откуда мы знаем? Континентальный дрейф и тектоника плит

Если вы посмотрите на береговые линии Африки и Южной Америки на карте, вы увидите, что они складываются вместе, как мозаика. Это было замечено картографами еще в 1500-х годах и стало первым признаком того, что когда-то континенты могли быть соединены.

Карта мира – береговые линии Африки и Южной Америки кажутся сложенными, как пазл.

Со временем биологи и геологи идентифицировали сходные окаменелости растений и животных, а также горные породы на этих континентах, подтверждая, что когда-то они были связаны.

В 1912 году немецкий геофизик и метеоролог Альфред Вегенер выдвинул революционную идею о том, что континенты перемещались по поверхности Земли, сближаясь и расходясь с течением времени. Хотя это объясняло наблюдения, сделанные другими учеными, эта идея вызвала сильное сопротивление, поскольку никто не мог объяснить, как и почему они двигались.

Только в 1960-х годах эта теория получила широкое признание с развитием теории тектонических плит, которая объясняет, как огромные плиты земной коры перемещаются по земному шару.

Горячая Антарктида

Сто миллионов лет назад Гондвана продолжила свое путешествие на юг по планете, которая сильно отличалась от той, на которой мы живем сегодня. Это был меловой период, и Земля переживала один из самых жарких периодов в своей истории. Температура зашкаливала, полярные районы были полностью свободны ото льда, а уровень моря был примерно на 200 метров (650 футов) выше, чем сегодня.

В этом жарком климате земля, которая однажды станет Антарктидой, была бы для нас неузнаваема. Гондвана, покрытая густыми тропическими лесами умеренного пояса и родиной динозавров, морских рептилий и множества беспозвоночных, была южным оазисом в жарком тропическом мире.

Около 50 миллионов лет назад Гондвана снова раскололась. Австралия дрейфовала на север, а свободная ото льда Антарктида продолжала свой путь на юг.

Формирование антарктического ледяного щита

Около 35 миллионов лет назад Антарктида могла немного походить на сегодняшние европейские Альпы с горными вершинами, покрытыми альпийскими ледниками.

В течение следующих нескольких сотен тысяч лет ледники начали сползать с антарктических гор, уплотняясь и заполняя целые долины, покрывая континент ледяным покровом.

Что именно вызвало внезапный рост ледников Антарктиды, неясно. Однако палеоклиматологи нашли доказательства нескольких факторов, сыгравших свою роль. Небольшие изменения орбиты Земли, происходящие в регулярных циклах, изменили количество солнечной энергии, достигающей планеты. Антарктическое циркумполярное течение усилилось вокруг Антарктиды, изменив глобальную циркуляцию океана, резко упал уровень углекислого газа в атмосфере, что привело к охлаждению планеты. Вполне вероятно, что эти три фактора помогли создать условия для образования антарктического ледяного щита.

Сегодня Антарктический ледяной щит содержит 90% льда на нашей планете и 70% пресной воды. Он занимает площадь, примерно в два раза превышающую площадь Австралии, и имеет глубину 4776 метров (15 669 футов) в самой глубокой точке.

Если вы хотите узнать больше об Антарктиде, вы можете прочитать о том, как холодно в Антарктиде, кому принадлежит Антарктида или почему этот покрытый льдом континент на самом деле является пустыней!

  • Изучение прошлого и будущего Антарктиды с доктором Полом Уиллисом
  • Узнайте о регионах Антарктиды

Для получения дополнительной информации о наших антарктических путешествиях загрузите брошюру или свяжитесь с нашими экспертами по Антарктике.