Обои екатеринбург каталог: бумажные обои, флизелиновые обои, виниловые обои, фотообои

Главная

Найти «те самые» обои? Легко!

Найдите подходящий вариант среди 3 000 обоев в нашем каталоге

Смотреть все

Найти «те самые» обои? Легко!

Найдите подходящий вариант среди 3 000 обоев в нашем каталоге

Смотреть все

Найти «те самые» обои? Легко!

Найдите подходящий вариант среди 3 000 обоев в нашем каталоге

Смотреть все

Комната

спальня
кухня
прихожая
детская
гостиная

Показать больше

Рисунок

Узор
Листья
Фоновый
Абстракция
Кирпич
Цветочный
Сюжетный
Фактура
Геометрия
Классический
Орнамент
Полоска
Однотонный
Детский

Показать больше

Обои

3 080 ₽/ за шт.

В наличии: 35

38222-4 Х 6 Обои винил на флизелиновой основе A.S.Creation Birds

Отзывы

Быстрый просмотр

3 080 ₽/ за шт.

2 360 ₽/ за шт.

В наличии: 29

281053 Х 6 Обои Victoria Stenova DUBAI

Отзывы

Быстрый просмотр

2 360 ₽/ за шт.

820 ₽/ за шт.

Новинка

В наличии: 228

Мобайл 00 Х 12 винил Обои Саратов

Отзывы

Быстрый просмотр

820 ₽/ за шт.

294 ₽/ за шт.

В наличии: 9

Жаклин-фон 61 (9119-61) Х 12 арт.6С4 Обои Гомель

Отзывы

Быстрый просмотр

294 ₽/ за шт.

1 690 ₽/ за шт.

В наличии: 3

168375-07 Х 6 Обои винил на флизе Industry

Отзывы

Быстрый просмотр

1 690 ₽/ за шт.

320 ₽/ за шт.

В наличии: 30

Мэри 6032 Х 14 Обои Фокс

Отзывы

Быстрый просмотр

320 ₽/ за шт.

1 690 ₽/ за шт.

В наличии: 25

Бонжур фон 1005-71 Х 6 Обои винил на флиз.основе гор.тиснения «Белвинил»

Отзывы

Быстрый просмотр

1 690 ₽/ за шт.

1 990 ₽/ за шт.

В наличии: 8

4203-2 Х 6 Альба фон Шитьё МОФ Обои Malex design

Отзывы

Быстрый просмотр

1 990 ₽/ за шт.

Смотреть все

Обои со скидкой

1 490 ₽/ за шт.

В наличии: 8

281718* Х 6 Обои Victoria Stenova BE LINE

Отзывы

Быстрый просмотр

1 490 ₽/ за шт.

1 790 ₽/ за шт.

Акция

Хит

В наличии: 48

4192-5 Х 6 Обои Ниагара «INTERIO»

Отзывы

Быстрый просмотр

1 790 ₽/ за шт.

1 740 ₽/ за шт.

В наличии: 10

32747-4 Х 6 Обои A.S.Creation

Отзывы

Быстрый просмотр

1 740 ₽/ за шт.

1 790 ₽/ за шт.

В наличии: 14

8604-24AN Х 6 Обои винил на флизе Антураж IRIS

Отзывы

Быстрый просмотр

1 790 ₽/ за шт.

1 690 ₽/ за шт.

В наличии: 11

10515-04 Х 6 Обои Артекс Кольца

Отзывы

Быстрый просмотр

1 690 ₽/ за шт.

2 150 ₽/ за шт.

В наличии: 29

37409-1 Х 6 Обои A.S.Creation Constance

Отзывы

Быстрый просмотр

2 150 ₽/ за шт.

Смотреть все

Фотообои

1 150 ₽/ за шт.

В наличии: 30

Ритмы города Х 5 «ПРЕМИУМ» фотообои «ТП» 8 л. 194х272см

Отзывы

Быстрый просмотр

1 150 ₽/ за шт.

1 400 ₽/ за шт.

В наличии: 158

Тихая гавань Х 5 «ПРЕМИУМ»фотообои»ТП» 12л 408х194см

Отзывы

Быстрый просмотр

1 400 ₽/ за шт.

6 200 ₽/ за шт.

В наличии: 3

Цветочный путь декоративное панно на флизе»ТП» 3п 318х238см

Отзывы

Быстрый просмотр

6 200 ₽/ за шт.

1 240 ₽/ за шт.

В наличии: 10

Набережная счастья Х 5″ПРЕМИУМ» фотообои «ТП» 9 л. 291х204см

Отзывы

Быстрый просмотр

1 240 ₽/ за шт.

4 130 ₽/ за шт.

В наличии: 2

Ночной эфир декоративное панно на флизе»ТП»2п.212х238см

Отзывы

Быстрый просмотр

4 130 ₽/ за шт.

4 400 ₽/ за шт.

В наличии: 7

Бухта радости 2 декоративное панно на флизе»ТП»2п. 212х254см

Отзывы

Быстрый просмотр

4 400 ₽/ за шт.

Смотреть все

О компании

Планета Обои — сеть фирменных магазинов отделочных материалов на территории Новосибирска. Мы работаем с 1993 года.

В наших магазинах представлен широкий выбор обоев, фотообоев, декоративных панно, стикеров, самоклеющейся пленки и других материалов для декора и внутренней отделки помещений

3 000 +

Обоев для каждого

28

Лет на рынке

220

Сюжетов для фотообоев

7

Филиалов по городу

Узнать больше

Официальный сайт «Виктории Стеновой»

Официальный сайт «Виктории Стеновой» — дизайнерские обои и предметы интерьера

Новые коллекции в каталоге обоев

посмотреть все коллекции

Продукция STENOVA HOME

Предметы интерьера

Предметы интерьера

Ароматы для дома

Ароматы для дома

ОЛИВКОВО-ЗЕЛЕНЫЙ меховой плед

Набор бокалов для вина Mercury

Сервировочная доска

Сервировочная доска

Столовый текстиль

Столовый текстиль

Ванная

полотенца

Перейти к каталогу

  • Москва
  • Челябинск
  • Екатеринбург
  • Новосибирск
  • Санкт-Петербург

Советская утопия: конструктивизм в Екатеринбурге

Городок чекистов (1929-1936). Изображение © Федор Телков

  • Автор: Журнал «Стрелка»

Возникшее еще в советское время и полностью подчиненное советской идеологии конструктивистское движение было призвано сформировать основы дивного нового мира. Введение пятилеток совпало со временем, когда конструктивизм был принят в качестве официального архитектурного стиля в СССР. Эти обстоятельства позволили многим архитекторам реализовать смелые проекты по всему Советскому Союзу, а Урал стал одним из самых больших магнитов.

В этой статье, написанной Сашей Загряжским, переведенной Филиппом Качалиным и снабженной фотографиями p Федора Телкова, вы можете совершить виртуальную экскурсию по четырнадцати наиболее значительным советским конструктивистским зданиям Екатеринбурга.

Сохранить эту картинку!

+ 12

Интерьер: Дворец культуры Уралмашзавода (1929-1935). Image © Федор Телков

Сегодня конструктивизм остается одной из главных исторических тем, обсуждаемых в Екатеринбурге. Местные жители любят узнавать новое о своем городе и с удовольствием участвуют в экскурсиях по многочисленным конструктивистским достопримечательностям Екатеринбурга. Чиновники стремятся превратить авангард архитектуры в туристическую достопримечательность. Действительно, в городе вот-вот откроется конструктивистский музей-квартира. Ювелиры создали кольца в форме Белой башни и ожерелья в виде знаменитого полукруга отеля «Исеть».

Городок чекистов (1929-1936). Фото © Федор Телков

Городок чекистов (1929-1936)

Местонахождение: Городской квартал, образованный улицами Ленина, Луначарского, Первомайской и Кузнечной

Этот комплекс в самом центре Екатеринбурга построен по проекту Ивана Антонова и Вениамина Соколова. Первоначально назывался жилым помещением НКВД, комплекс получил прозвище 9.0064 Чекист Городок от простого народа. Проект предусматривал строительство разветвленной сети зданий жилого и общественного назначения, в том числе жилых домов, домов культуры, учреждений здравоохранения и образования.

Коммунальные дома для рабочих считались важным социалистическим достижением, достигнутым по инициативе рабочего класса. Рабочий класс стремился ликвидировать неравенство в распределении жилой площади, отвергал прежний бытовой порядок. Заповеди коллективизации призывали советских граждан мыться в общественных банях и есть на общественных заводских кухнях. Поэтому отличительной чертой этих домов стало отсутствие личных кухонь и санузлов. Ныне квартиры в обновленном Городке чекистов, конечно же, имеют санузлы: обычно они занимают бывшие спальни и унаследовали их большие окна.

Гостиница «Исеть», построенная в форме полукруга, является центральной архитектурной достопримечательностью Городка чекистов. Если посмотреть сверху вниз, то гостиница, бывшее общежитие гостиничного типа, напоминает серп, а примыкающий к ней Дом культуры имени Серго Орджоникидзе (в котором сейчас находится Уральский краеведческий музей) — молот. Однако эта тонкая дань так и не получила официального признания.

Жилые дома, образующие внешнюю границу квартала, выровнены в сторону окружающих улиц под углом 10 градусов, что придает квартальному пространству определенный ритм и динамичность. Городская легенда гласит, что глубоко в недрах Городка чекистов спрятаны бывшие комнаты пыток и казней. Однако никаких твердых доказательств, подтверждающих эту легенду, обнаружено не было. Нынешние жители Городка чекистов оценивают общее состояние квартала как «удовлетворительное». Гостиница «Исеть» используется только по совместительству: например, в сентябре 2015 года в гостинице прошла третья Уральская индустриальная биеннале. Будущее «Исеть» остается неопределенным: гостиница находится в поиске нового арендатора.

Уральский историко-археологический музей (1929-1936). Фото © Федор Телков

Уральский историко-археологический музей (

1929-1936)

Адрес:  
проспект Ленина, 69/10

Уральский историко-археологический музей – еще одна часть Городка чекистов заслуживают особого признания. В здании музея когда-то располагались Дом культуры имени Дзержинского и общественная столовая, а также место встречи горожан. Необычным образом меню столовой объявлялось через внутреннюю систему громкой связи. Жители квартала могли попасть в столовую прямо из дома по специальному переходу и винтовой лестнице. Лестница клуба — один из немногих элементов интерьера эпохи конструктивизма, которым удалось сохраниться до наших дней в первозданном виде. Потолочные балки на лестнице пересекаются, образуя пятиконечную звезду, а сама лестница идет против часовой стрелки, игнорируя негласное архитектурное правило.

Местные старожилы рассказывают, что после окончания строительства гостиницы «Исеть» клуб стал основным местом знакомств для молодых сотрудников НКВД. В гостинице располагалось также общежитие для одиноких офицеров НКВД и офицеров с небольшими семьями. Офицеры прошли в клуб через проход, соединяющий отель с клубом.

В начале 1990-х здание было официально передано Свердловскому краеведческому музею (Екатеринбург с 1924 по 1919 г. 91 – Стрелка ). Музей должен был переехать туда из Вознесенской церкви, возвращавшейся Русской православной церкви. Первоначальные авангардные интерьеры были уничтожены при реконструкции, осталась нетронутой только лестница. В здании и по сей день находится историко-краеведческий музей. Его центральным элементом является Шигирский идол, пятиметровая скульптура, вдвое старше египетских пирамид. В 2004 году в подвале здания появилась первая сцена известного уральского драматурга Николая Коляды. Позже Коляда рассказывал, что в подвале музея был стометровый тир со скошенным потолком высотой всего полметра с одного конца. Ходят слухи, что полигон на самом деле был вышеупомянутой секретной камерой НКВД, где расстреливали тех, кого считали врагами советской власти.

Свердловская киностудия (1929-1933). Фото © Федор Тельков

Свердловская киностудия (

1929-1933)

Адрес:  50 проспект Ленина

900 04 Лицом к городку чекистов стоит еще одно здание эпохи конструктивизма, ранее занимаемое Клубом строителей и Свердловском Киностудия, в которой сейчас находится ТРЦ «Сити Центр». Здание якобы было спроектировано так, чтобы по форме напоминать трактор, но официального подтверждения эта версия так и не получила. Здание представляет собой выдающийся образец советской архитектуры конца XIX века.20-х годов, с открытыми балконами, широкими лестницами, переходами и просторным внутренним пространством, которые сегодня не узнать из-за небольших магазинов, расположенных в здании. К счастью, фасад студии сохранился почти в первозданном виде; однако в настоящее время владельцы магазинов используют его чисто геометрические формы для демонстрации своей рекламы.

Здание разделено на две части: зальную часть, выходящую во внутренний двор, и клубную часть, занимающую две вытянутые части. В клубе было паровое отопление, кафе, театр, кинотеатр и помещения для различных кружков по интересам. Клубные лоджии одновременно служат смотровыми площадками. Во время войны в здании располагалась Свердловская киностудия. Поскольку здание изначально не предназначалось для съемок фильмов, в него были внесены некоторые коррективы, в том числе косметический ремонт интерьеров, снос стен и замуровывание окон. В 1944 на Свердловской киностудии был снят первый фильм « Сильва » — музыкальная комедия по мотивам австрийской оперетты. В тяжёлые послевоенные годы студия оставалась в запустении.

Свердловская киностудия получила широкое признание в 1950-1970-х годах благодаря новаторскому подходу к документальному и научно-популярному жанру. В 2004 году студия выпустила фильм « Первые на Луне », одну из самых узнаваемых работ и первый игровой фильм режиссера Алексея Федорченко. В фильме рассказывается о первом полете человека на Луну, который готовили и запускали в Советском Союзе.

Типография (1929-1930). Фото © Федор Телков

Типография (1929-1930)

Адрес: пр. Ленина, 51

Типография «Уральский рабочий» — одна из старейших типографий Урала, построенная в 1926 году. Здание спроектировано Георгием Голубевым. , впоследствии назначенный главным городским архитектором Свердловска. Отличительные элементы здания, в том числе сплошные окна, тянущиеся по всему периметру, округлый фасад, поддерживаемый единственной колонной, и выступающие лестничные клетки, заключенные в полукруглые стеклянные клетки, впоследствии стали визитной карточкой конструктивистской архитектуры. Однако здесь эти особенности появились из необходимости: типографские цеха должны были быть хорошо освещены в течение всего дня. Типография занимала три нижних этажа здания. В четвертом разместились редакции газет и издательство.

В марте 1934 г. Типография предоставила помещение издательству, типографии, конторам Уральского рабочего , Свердловского рабочего и На смену ! газеты и местное отделение фотоагентства ТАСС. В годы Великой Отечественной войны эти кабинеты пришлось сблизить, чтобы освободить место для эвакуированных советских писателей. Тогда же по предложению председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева здесь был создан Центр писателей. В военное время в Центре работали Агния Барто, Лев Кассиль, Алексей Новиков-Прибой, Ольга Форш, Мариетта Шагинян и ряд других выдающихся писателей. В 2010 году Типография стала площадкой для проведения первой Уральской индустриальной биеннале. После этого здание почти полностью сдали в аренду. В настоящее время в Доме печати расположены кафе, рестораны, большой книжный магазин и одноименный ночной клуб, крупнейший в Екатеринбурге, который занимает помещение бывшего склада. Несмотря на обширную джентрификацию, большое пространство внутри здания остается незанятым.

Главпочтамт (1929-1934). Изображение © Федор Телков

Главпочтамт (1929-1934)

Адрес: проспект Ленина, 39

Дом связи, также известный как Главпочтамт, находится в двух кварталах от Городка чекистов. Здание спроектировано в форме трактора для прославления тружеников сельского хозяйства, коллективизации и колхозов. Проект разработан Константином Соломоновым и Вениамином Соколовым по поручению Наркомата связи СССР. Проект Соломонова и Соколова, разработанный в 1933 был больше, чем просто главное почтовое отделение города. В здании также располагались детский сад и детский сад, радиотеатр на 800 мест — место для общения и ознакомления с последними событиями — и помещения для кружков, чтобы советские граждане могли развиваться, не покидая своих рабочих мест.

В здании также располагались почта, междугородная телефонная станция и телеграф. В отдельном здании располагалась АТС, обслуживающая 10 000 телефонных номеров, разбросанных по крупным городским учреждениям и жилым домам центрального района. Главпочтамт по сей день служит своей основной цели.

Спорткомплекс «Динамо» (1931-1934). Фото © Фёдор Телков

Спорткомплекс «Динамо» (1931-1934)

Адрес: ул. Ерёмина, 12

Расположенный на небольшом полуострове в городском пруду и имеющий форму движущегося корабля, Спорткомплекс «Динамо» спроектирован Вениамином. Соколов, один из виднейших уральских конструктивистов. Полностью застекленный округлый фасад помогает создать сходство с морской архитектурой. V-образный эркер напоминает арку, застекленные балконы напоминают спасательные шлюпки, а конструкция крыши над главным павильоном напоминает капитанский мостик. В течение 1930-х годов крыша была усеяна длинными антеннами, которые издалека можно было принять за корабельные мачты. Позже эти антенны были демонтированы.

В 1980 году местные власти решили снести спортивный комплекс, чтобы расчистить место для памятника жертвам Великой Отечественной войны. Тогда свердловчанам удалось спасти одну из достопримечательностей своего города. Сейчас памятник эпохи конструктивизма, находящийся в ведении МВД России, переживает не лучшие времена: большая часть его первоначальных интерьеров не выдержала многократных реставраций и перепланировок.

Дом обороны (1930-1934). Фото © Федор Телков

Дом Обороны (1930-1934)

Место нахождения: ул. Малышева, 31д

ДОСААФ спортивный комплекс был построен на месте бывшего оживленного рынка возле церкви Святого Максимилиана в старом административном центре города. Под строительство отдан целый квартал между улицами Малышева, Воеводина и 8 Марта и проспектом Ленина. За это время – начало 1930-е годы – в Екатеринбурге произошел бум спортивного строительства (например, в 1934 году был построен ДС «Динамо»). Дом обороны должен был стать ярким символом спорта, а также символизировать мощь советской армии и флота.

Первоначальный проект был чрезвычайно амбициозным и в дополнение к клубу и спортивному колледжу также включал в себя жилой район, тренажерный зал и спортивную арену. Город действительно ждал своего нового символа. Предполагалось, что спортивный комплекс займет целый квартал, а его центральная часть — стадион с гигантским куполом возвышается над окрестностями. Проект так и не был завершен, строились только клуб и колледж. Здание клуба получило излюбленную конструктивистами форму корабля. При взгляде с соседней улицы Малышева здание действительно напоминает корабль. На крыше выступающего первого этажа был установлен учебный биплан У-1. Крышный У-1 позже был заменен на пилотажный самолет Як-55.

Сегодня здание зажато между новыми жилыми домами, бизнес-центром и реконструированной церковью и выглядит несколько менее заметно. Тем не менее, вряд ли можно не заметить Дом обороны. Все желающие могут поближе познакомиться с этим памятником конструктивистской архитектуры, могут войти в здание и даже подняться по полностью застекленной лестнице, типичному элементу конструктивистской архитектуры.

Союзхлеб (1928-1929). Фото © Федор Телков

Союзхлеб (1928-19)29)

Адрес: Банковский переулок, 9

Несмотря на то, что Союзхлеб является памятником архитектуры, расположенным в непосредственной близости от городской администрации, он уже 10 лет стоит без присмотра и заброшен. Ходят слухи, что постепенное обветшание здания намеренно игнорируют, чтобы освободить место для точечной застройки в центре города. Около 10 лет назад его последний обитатель, Свердловский фармацевтический завод, запустил здесь производство антибиотиков, наполнив прилегающую территорию резким запахом пенициллина. С тех пор здание Союзхлеба пустовало.

Конструкторские решения Союзхлеба – визитная карточка конструктивизма конца 1920-х гг. В здании характерна диагональная планировка входных вестибюлей и центральной лестницы, холловые помещения первого этажа и коридорная планировка верхних этажей. Первоначальное сходство здания с танком или линкором стало менее узнаваемым, чем раньше, так как его форма изменила внешний вид из-за утраты некоторых архитектурных элементов и отделки стен. Прилегающая к нему территория также лежит ветхой.

Уличный художник Тимофей Радя привлек внимание публики к зданию, когда использовал его как площадку для своего арт-проекта «Вечный огонь». Из коктейлей Молотова и плотной ткани Радя создал шесть портретов реальных участников Великой Отечественной войны, которые выставил в витринах «Союзхлеба».

Общежитие Уралоблсовнархоза (1930-1933). Фото © Фёдор Телков

Общежитие Уралоблсовнархоза (1930-1933)

Адрес: ул.Малышева, 21/1

Кто не знает город, может легко не заметить многоэтажное здание, расположенное на одной из центральных улиц Екатеринбурга . Многие местные жители знают это здание только благодаря театру на Волхонке, занимающему нижние этажи. Между тем, это бывшее общежитие для одиноких и малосемейных является одним из главных памятников конструктивизма, сохранившихся в Екатеринбурге. Проект здания разработал легендарный советский архитектор Моисей Гинзбург.

Первоначально в здании не было цокольного этажа: в соответствии с учением Ле Корбюзье здание стояло на бетонных колоннах, что позволяло свободно входить во двор. Вдоль верхнего этажа проходила открытая терраса для загара. Однако в 1940 году здание получило цокольный этаж с магазинами и театром, а затем в 1970 году лишилось террасы, потеряв свой новаторский характер и приобретя более общий вид.

Однако, несмотря на потерю характерных внешних черт, интерьер здания остается весьма примечательным. В бывшем общежитии всего два коридора, проходящих через все здание на третьем и шестом этажах. Эти два коридора обеспечивали доступ к каждой общей двухэтажной камере F-типа в общежитии. Руководствуясь творческими поисками, а не идеями коммунального жилья и стремлением к экономичности (как ни странно, даже многоэтажные решения могут оказаться рациональными), конструктивисты стремились и к улучшению санитарных условий. Несмотря на определенные недостатки, многоэтажная планировка с большими окнами и высокими потолками в жилых комнатах и ​​более низкими потолками и меньшими окнами в спальнях позволила увеличить площадь пола и сделать камеры более просторными. Сегодня в этих F-ячейках, которые в простонародье сразу же окрестили «эффас», размещаются офисы и мастерские, принадлежащие членам профсоюза художников. Большая часть интерьеров была утеряна, но несколько F-камер остались почти нетронутыми. В следующем году в одной из этих келий откроется музей конструктивизма.

Детский сад города Джастис (1932-1934). Фото © Федор Телков

Детский сад Города Юстиции (1932-1934)

Адрес: ул. Малышева, 2б

Детский сад в форме улитки Города Юстиции, еще одного известного квартала Екатеринбурга, создан для детей из местных семей. В городке, построенном в 1932–1934 годах, размещались екатеринбургские судьи и работники исправительных учреждений. Городок был построен на базе городского острога, построенного во второй половине XIX в.го века и названный Исправительно-трудовым домом после Октябрьской революции 1917 года. Проект якобы разработал Сергей Захаров. Город стоит в стороне от традиционных туристических маршрутов, и даже екатеринбуржцы едва ли знают о существовании дома-улитки.

Хотя на сегодняшний день здание находится далеко не в лучшем состоянии, оно определенно достойно осмотра и пристального взгляда на его архитектуру.

Здание администрации завода Уралмаш (1933-1935). Изображение © Федор Телков

Административное здание завода Уралмаш (1933-1935)

Адрес: ул. Машиностроителей, 19а

Административное здание завода Уралмаш построено в 1933 – 1935 годах группой архитекторов под руководством молодого выпускника ленинградского архитектурного факультета Петра Оранского. Университет. Оранскому доверили проект мечты любого архитектора: возвести город с нуля. В 1928 году он был назначен руководителем группы архитекторов, которым было поручено проектирование микрорайона Уралмаш. Получился город с открытки, лучи улиц которого сходились к площади Первой Пятилетки, где находился проходной завода Уралмаш.

Первоначальный план микрорайона не предусматривал площадь: прямо от входа должны были расходиться три улицы, причем главная улица, именуемая в проекте Осевой, являлась естественным продолжением главного вестибюля завода. В конце концов Оранский выбрал большую площадь перед входом, которая обеспечивала лучший проход на завод и обратно.

Пятиэтажное здание представляет собой сложную комбинацию прямоугольных блоков, образующих F-образную композицию. Главный фасад асимметричен и состоит из трех секций. Внутри здание состоит из многочисленных залов, соединенных серией коридоров. Выбранные материалы не соответствуют архитектурному стилю здания: отходя от конструктивистских традиций, административное здание в основном кирпичное с деревянными стропилами. Десятиэтажная башня с балконами и смотровыми площадками, выходящими на все три радиальные улицы из первоначального проекта, была списана. Более поздние переходы связывали заводскую контору с НИИ «Тяжмаш», разграничивая внутренний двор. Помимо установки балочной конструкции, поддерживающей логотип УЗТМ на крыше, внешний вид здания практически не претерпел изменений с момента его постройки.

Дворец культуры Уралмашзавода (1929-1935). Фото © Федор Телков

Дворец культуры Уралмашзавода (1929-1935)

Адрес: Бульвар Культуры, 3

Известный сегодня как Дворец культуры Уралмашзавода, это здание изначально было построено как рабочая фабрика-кухня по проекту со- разработана Валерием Парамоновым и Моисеем Рейшером совместно с Белой Шеффлер. Первоначальная идея здания принадлежала директору Уралмашинстроя Александру Банникову. Виктор Анфимов, участник проекта по строительству завода и микрорайона, рассказал, что Банников представлял себе большую и высокоавтоматизированную фабрику-кухню, способную производить 100 000 порций в день. Однако к моменту завершения проекта необходимость в фабрике-кухне отпала, так как в большинстве заводских корпусов уже были собственные столовые. Также рабочие предпочитали завтракать и ужинать дома, что делало идею Банникова нежизнеспособной.

Затем здание было перепроектировано под клуб инженерно-технических работников. Планов строить здесь Дворец культуры тогда не существовало, так как проект микрорайона предусматривал строительство собственного Дворца культуры буквально на противоположной стороне улицы. Работы по реконструкции возглавил главный конструктор генерального плана Уралмаша Петр Оранский, и в 1935–1936 годах в здании появился колоссальный тысячеместный зал (что потребовало поднятия потолка на 1,5 метра), танцевальный зал, детский клуб, библиотека и небольшой кинозал. Его колонны и потолки были украшены штукатуркой.

Это был, по сути, типичный дворец культуры, построенный исключительно для инженерно-технического персонала. Клуб, получивший официальное название Дом инженерно-технических работников, был открыт в феврале 1937 года. Однако вскоре он был переименован в Клуб имени Сталина, так как новый ДК так и не дожил до основания, а городу была нужна для культурного центра. Клуб сохранял это название до тех пор, пока в 1956 году не был провозглашен конец культа личности. Тогда клуб получил свое современное название — Дворец культуры Уралмашзавода.

Здание не подвергалось реставрации с момента постройки и с начала 2000-х годов оставалось в значительной степени заброшенным. В 2006 году участок здания был передан Екатеринбургской академии современного искусства, которая профинансировала реставрацию своего крыла. К сожалению, интерьеры были потеряны в процессе.

В 2008 году здание сильно пострадало от пожара, который распространился на всю центральную часть, включая центральный зал. Почему-то тогда здание не числилось – в список объектов культурного наследия его внесли только в 2014 году под давлением общественности. Сегодня в тех частях дворца, которые уцелели после пожара, располагаются различные клубы и кружки по интересам. К счастью, интерьеры уцелевших частей остались в основном нетронутыми: картины в стиле соцреализма до сих пор украшают стены, окна по-прежнему закрыты некогда пышными малиновыми бархатными портьерами, а некоторые из оригинальных люстр из свинцового стекла до сих пор свисают с потолков. Пощаженная временем лестница с перилами, украшенными мозаичным мрамором, заслуживает особого внимания.

Отель Мадрид (1928-1934). Изображение © Федор Телков

Гостиница Мадрид (1928-1934)

Адрес:  1 бул. Культуры.

Мадрид — неофициальное прозвище этого здания. Есть несколько историй о том, как отель получил его, но одна из них может быть ближе к истине, чем другие. В 1933 году, когда строительство еще продолжалось, готовое здание должно было стать гостиницей. В то время в Испании бушевала Гражданская война, поэтому будущему отелю присвоили рабочее название «Мадрид». Однако, когда строительство было завершено, здание превратилось в женское общежитие, а затем, во время войны, в эвакогоспиталь, а после Дня Победы обратно в женское общежитие. Мадрид как-то застрял – казалось бы, навсегда.

Мадрид был спроектирован Белой Шеффлер, немецким архитектором еврейского происхождения, выпускником Немецкой архитектурной академии Баухаус. Он был членом Коммунистической партии Германии и одним из нескольких немецких архитекторов, приехавших в Советский Союз в 1920–1930-х годах для помощи в создании рабочих поселков вблизи строящихся заводов. Германия к тому времени накопила значительный опыт в этой области. Было определено, что Шефлер должен принять участие в благоустройстве старого Дворца культуры Уралмаша и здания заводоуправления Уралмаш. Позже его имя почти стерлось: в 1942 Шеффлер был обвинен в шпионаже в пользу нацистской Германии — несмотря на то, что его еврейское происхождение делает это обвинение ложным по умолчанию — и казнен. Он был реабилитирован только в 1989 году.

Скошенный угол главного фасада отеля «Мадрид» выходит на площадь Первой пятилетки. Его крылья тянутся вдоль улицы Машиностроителей и бульвара Культуры. Здание имеет характерный краснокирпичный цвет: специальная краска, разработанная в лаборатории Уралмаша, оказалась чрезвычайно стойкой. Гостиница выделяется среди других зданий на площади красивой лепниной, эффектным ритмом балконов и необычным оформлением парадного входа. Внутри номера гостиницы украшены лепниной. В просторный главный вестибюль отеля ведет монументальная лестница. Во второй части 1930-х годов конструктивистский облик главного фасада обогатился элементами неоклассицизма, в том числе ордерными архитектурными элементами, пилястрами и декоративными элементами. С конца 1930-х годов здание представляло собой, по сути, образец эклектичной постконструктивистской архитектуры, украшенной бутафорскими элементами экстерьера. Как и другие памятники эпохи конструктивизма, гостиница «Мадрид» в настоящее время находится в плохом состоянии, здание в основном пустует, за исключением нескольких офисов компании.

Белая башня (1929 г.)). Фото © Федор Телков

Белая Вежа (1929)

Адрес: пересечение ул. Донбасской и бул. Культуры.

Белую башню часто называют жемчужиной конструктивистской архитектуры. Спроектированная 24-летним Моисеем Рейшером, форма башни полностью соответствует ее функции. В процессе строительства использовались новейшие доступные технологии – башня стала первым бетонным сооружением, построенным на Урале. Кроме того, впервые при изготовлении резервуара для воды вместо клепки была использована электросварка. Более того, резервуар, построенный для Белой башни, был на тот момент самым большим резервуаром водонапорной башни в мире. Сомневаясь в надежности железобетонной опоры, главный инженер Уралмашинстроя дополнил первоначальную однопилонную конструкцию двумя дополнительными пилонами. Эксперты, изучавшие историю Белой Башни, говорят, что Райшер планировал, что его творение станет точкой притяжения Уралмашрайона. Белая башня перестала служить своему первоначальному назначению в XIX в.