Белорусские мотоблоки цены в москве: Мотоблоки МТЗ Беларус по доступной цене | Заказать онлайн с доставкой

Мотоблоки МТЗ Беларус по доступной цене | Заказать онлайн с доставкой

Цена

65 600 ₽ — 186 000 ₽

Цена снижена

Производитель

ВсеМинский тракторный завод (Беларусь)Сморгонский агрегатный завод (Беларусь)

Применимость

ВсеМТЗ Беларус

Тип

Всебензиновыйдизельныйчетырехтактный

Мощность

Все8 л.с.9 л.с.9.5 л.с.10.6 л.с.12 л.с.13 л.с.14 л.с.15 л.с.18 л.с.

Объем двигателя

Все265 см³270 см³277 см³389 см³418 см³420 см³440 см³456 см³

Система пуска

Всеручнойэлектростартер

Диаметр вала

Все25 мм

Ширина обработки

Все33/61 см61 см

Глубина обработки

Все12 см120 мм

Товаров: 25.

Сортировать по:

Показано 1-25 из 25

    • Акция!
      • Акция!

      -6 040 ₽

      • Акция!
      • -6 040 ₽

      -20 010 ₽

      • Акция!
      • -20 010 ₽

      -20 010 ₽

      • -20 010 ₽
        • Акция!

        -21 950 ₽

        • -21 950 ₽

        -5 000 ₽

        • Акция!
        • -5 000 ₽

        Базовая цена
        136 990 ₽

        Цена
        131 990 ₽

        • Акция!
        • Акция!
        • Новое

        -14 500 ₽

        • Акция!
        • -14 500 ₽
        • Акция!

        -10 000 ₽

        • -10 000 ₽

        -15 600 ₽

        • Акция!
        • -15 600 ₽
        • Новое

        -10 000 ₽

        • Акция!
        • -10 000 ₽

        Базовая цена
        157 990 ₽

        Цена
        147 990 ₽

        -10 000 ₽

        • Акция!
        • -10 000 ₽

        -14 010 ₽

        • -14 010 ₽

        -12 950 ₽

        • -12 950 ₽
        • Новое

        -14 500 ₽

        • Акция!
        • -14 500 ₽

          Производитель оставляет за собой право изменять характеристики товара, его внешний вид и комплектность без предварительного уведомления продавца. Предложение по продаже товара действительно в течение срока наличия этого товара на складе.

          Заказывать технику большого размера для обработки небольшого участка экономически невыгодно и неудобно. Именно поэтому для проведения весенне-летних полевых и садовых работ владельцы приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств стремятся купить мотоблок МТЗ Беларус.

          Среди большого разнообразия малогабаритной техники сельскохозяйственного предназначения уже более 40 лет мотоблок МТЗ Беларус известен, как надежный и недорогой помощник. Он является полноценной заменой живой тяговой силы, а иногда, и трактора.

          Преимущества покупки мотоблоков МТЗ

          Интернет магазин PARTSAD.RU предлагает технику и комплектующие для сельскохозяйственных работ производства Минского тракторного завода. Мотоблоки МТЗ в Москве пользуются большим спросом! Наши покупатели ценят белорусские агрегаты за преимущества, которые выделяют их на фоне сельхозтехники других зарубежных производителей:

          • Надежность. Мотоблок МТЗ Беларус 13 л. с., а также другие агрегаты из Минска, изготовлен со строгим соблюдением стандарта и требований к качеству, которое контролируется на всех этапах производственного цикла.
          • Универсальность. Независимо от цены мотоблоков МТЗ Беларус их можно сочетать с любыми дополнительными приспособлениями, выпущенными на минском заводе. Техника позволяет проводить разные операции по обработке почвы, собирать урожай, заниматься работами по благоустройству сада, двора. Подходят агрегаты из Беларуси также для уборки снега, перевозки грузов.
          • Компактность и высокая маневренность. Среди продукции Минского тракторного завода представлены агрегаты разной мощности — как предназначенные для обработки небольших площадей, так и для работы на участках размером 3-5 га. Компактные модели удобны для транспортировки, ими легко пользоваться в местах, где затруднен доступ крупной сельхозтехнике – вблизи заборов, бордюров, между деревьями.
          • Простота в управлении. С любыми работами с помощью мотоблока сможет справиться даже пользователь-новичок.
          • Невысокие расходы на топливо. Возможность заливать в агрегат недорогой бензин А-92 — это один из факторов, который заставляет фермеров и владельцев небольших участков покупать мотоблоки МТЗ в Москве и других регионах страны.

          Кроме вопроса о том, сколько стоит мотоблок МТЗ Беларус, наши клиенты часто интересуются ремонтопригодностью агрегата. Минские приспособления очень надежны, при правильном обслуживании они долго работают без сбоев. Но, в случае поломки, несложно приобрести и заменить необходимые комплектующие. Запасные детали всегда есть в продаже и стоят недорого.

          Цена мотоблоков МТЗ Беларус и условия покупки

          Магазин PARTSAD.RU является официальным дилером и занимается продажей мотоблоков МТЗ Беларус напрямую от производителя. У нас на страничке вы можете выбрать агрегаты разной мощности (на 9, 13, 14, 18 л. с.). Все представленные у нас агрегаты оснащены дополнительными устройствами для сельскохозяйственных и работ по благоустройству территории.

          Обратите внимание! Именно сейчас у вас есть возможность воспользоваться летними скидками и купить надежный агрегат недорого. Мы предлагаем купить мотоблок МТЗ в рассрочку или оплатить всю сумму сразу.

          Чтобы заказать понравившуюся модель заполните специальную форму в разделе «корзина» или свяжитесь с нашим менеджером по одному из указанных телефонов. Забрать купленный товар можно в нашем магазине. Доставка по России осуществляется транспортными компаниями.

          Не ждите, пока цены на мотоблоки вырастут. Покупайте агрегаты МТЗ Беларус прямо сейчас по самым выгодным условиям!

          Как важно быть россиянином: сможет ли Беларусь выжить в войне Кремля против Украины?

          Война поставила Беларусь в затруднительное положение, которое сводится к зависимости от России во всем без возможности пользоваться преимуществами принадлежности к России. В сочетании с назревающим внутренним кризисом у правящей номенклатуры и общества в целом остается все меньше стимулов ценить нынешнюю белорусскую государственность.

          В текущей повестке белорусско-российских отношений доминирует один-единственный вопрос: удастся ли Кремлю втянуть белорусские вооруженные силы в боевые действия против Украины? Казалось бы, от этого вопроса сейчас зависит не что иное, как выживание Беларуси как суверенного государства.

          Белорусский лидер-ветеран Александр Лукашенко с его непревзойденной жаждой власти еще может найти способ вытащить себя и свою страну из затруднительного положения, уклоняясь от давления России, как он это делал во многих случаях за последние три десятилетия. В противном случае преобладает мнение, что если Москве удастся вовлечь белорусов в боевые действия, быстрое уничтожение слабовооруженной белорусской армии приведет к серьезной дестабилизации внутри страны, что побудит Россию раз и навсегда поглотить Беларусь.

          Лукашенковская харизма и понимание внутренней работы Кремля, безусловно, были важным элементом способности Беларуси противостоять растущим аппетитам России, но едва ли они были единственными. Гораздо важнее для прошлых успехов Лукашенко был всеобъемлющий консенсус, разделяемый белорусскими элитами и обществом в целом, в отношении того, что независимость страны выгодна им как в экономическом, так и в политическом плане.

          Этот консенсус уже был подорван глубоким политическим кризисом, последовавшим за сфальсифицированными президентскими выборами в 2020 году. Теперь война почти полностью разрушила его, превратив многие аспекты белорусской независимости из актива в пассив. Отменить это изменение будет геркулесовой задачей, если не невозможной, независимо от способности Лукашенко удержать белорусскую армию от кровопролития.

          Нажиться на независимости

          На первый взгляд бедная и местническая Беларусь и ее режим долгое время были наводнены одним из самых прибыльных потоков ренты в Восточной Европе. Окруженная беспокойной Украиной на юге и скептически настроенной к России Прибалтикой на севере, страна занимала уникальное транзитное положение между богатой ресурсами Россией и богатой товарами Европой. Это преимущество было подкреплено причудливым Союзным государством, созданным совместно Минском и Москвой, которое превратило Беларусь в полуофшорную территорию для России.

          Интеграционная структура позволила Беларуси совместить привилегированный доступ в Россию с преимуществами независимого государства. Эта комбинация обеспечивала постоянный приток доходов от множества посреднических операций, начиная от перепродажи различных товаров и взимания транзитных сборов и заканчивая уклонением от уплаты налогов и контролируемой государством контрабандой. Беларусь была перекрестком, где неучтенная российская нефть встречалась с неучтенной западной креветкой под бдительным оком местного режима, хотя последний всегда был готов смотреть в другую сторону, если ему предлагали изрядную долю добычи.

          Временами Москва предпринимала вялые попытки обуздать теневые доходы Минска и отвести деньги обратно в российский бюджет, но не успели ликвидировать возможности для погони за рентой, как на смену им пришли новые. Усилия Кремля по объединению постсоветских государств в Таможенный союз, его торговые и транспортные войны с беспокойными соседями Украиной и Грузией, а также его попытки противодействовать западным санкциям запретом на импорт продуктов питания и других товаров из Европы — все это создавало новые возможности для белорусского арбитража. , которые наполняли казну страны, а также карманы правящей элиты. Выдача ренты была топливом, на котором работал белорусский режим: финансирование социальных программ, субсидирование промышленных гигантов советского образца и покупка лояльности раздутой бюрократии и аппарата безопасности.

          Эта система пережила даже глубокий политический кризис 2020 года, вызванный фальсификацией президентских выборов. После того как Лукашенко жестоко подавил массовые протесты против фальсификаций на выборах, Беларусь все больше изолировалась от Запада. Но постепенное введение европейских санкций и новые возможности на украинском рынке, созданные углубляющейся конфронтацией Киева с Москвой, помогли режиму в Минске продержаться до 2021 года без необходимости серьезных изменений. Потребовалась полномасштабная война в Восточной Европе, чтобы разрушить белорусскую модель.

          Нефтяной переизбыток

          Одного взгляда на основные источники доходов Беларуси достаточно, чтобы понять переломные политические и экономические изменения, которые произошли в стране из-за вторжения Кремля в Украину. Возьмем самый прибыльный аспект советского наследия в Беларуси: два крупных нефтеперерабатывающих завода в Новополоцке и Мозыре. Почти три десятилетия Лукашенко сопротивлялся попыткам российских магнатов завладеть двумя объектами, ревниво удерживая их под контролем государства. Его упрямство было вполне обоснованным, поскольку нефтеперерабатывающие заводы были важнейшей опорой его режима. На пике своего развития в начале 2010-х годов на их продукцию приходилось более трети всего экспорта Беларуси и до 30 процентов доходов бюджета.

          Рентабельность НПЗ во многом основывалась на разнице в пошлинах на экспорт российской нефти в Беларусь и в другие европейские государства, что позволяло белорусам перепродавать переработанную российскую нефть в ЕС и Украину с наценкой. Помимо пополнения государственного бюджета, полученная рента широко использовалась неформально. Состояние ведущих белорусских бизнесменов, санкционированных Западом как спонсоров Лукашенко, связано с торговлей нефтепродуктами. Эта отрасль также была известна как излюбленный сектор для рэкета белорусских спецслужб. Наконец, схемы торговли нефтью помогли Лукашенко наладить особые партнерские отношения с некоторыми российскими нефтяными гигантами, которые в свою очередь лоббировали его дело внутри России.

          В середине 2010-х Москва начала наступление на минскую нефтяную ренту, постепенно заменив экспортную пошлину налогом на добычу. Этот процесс, названный «налоговым маневром», был крайне непопулярен белорусскому режиму и вызвал много неприязни между двумя странами, но, к счастью для Минска, внедрение новой системы продвигалось очень медленно. На начало 2020 года белорусские НПЗ по-прежнему обеспечивали около четверти всего экспорта страны и около 20 процентов доходов бюджета.

          В 2021 году Москва несколько ослабила гайки, чтобы помочь Лукашенко пережить массовые протесты против него дома, но затем в феврале 2022 года разразилась война. Когда Кремль втянул Минск в свою агрессию против Украины, используя Беларусь в качестве плацдарма для После вторжения с севера белорусские НПЗ вскоре потеряли доступ как к украинскому, так и к европейскому рынку. В июне 2022 года белорусский экспорт нефтепродуктов в ЕС был на 99 процентов ниже, чем годом ранее, из-за ужесточения санкций, введенных против страны. Поставки в Украину рухнули с $249миллионов в январе до всего лишь 19 миллионов долларов в мае. Некоторые поставки, вероятно, продолжатся неофициально, несмотря на войну и санкции, но их масштабы и доходность вряд ли сопоставимы с довоенными цифрами.

          Единственным значимым рынком сбыта белорусских нефтепродуктов остается Россия, и здесь дают о себе знать новые издержки независимости. На протяжении десятилетий белорусская государственность обеспечивала нефтеперерабатывающим заводам выгодный таможенный режим и привилегированное положение на пути из России на другие рынки. Белорусская независимость была основой их рентабельности. Однако теперь это стало препятствием в их погоне за прибылью, поскольку затрудняет доступ к России, единственному доступному рынку.

          В отличие от Беларуси российские НПЗ имеют право на специальную государственную субсидию — так называемый «демпфер», — который должен компенсировать им разницу между внутренними и мировыми ценами на нефтепродукты. Эта демпферная субсидия делает белорусские НПЗ неконкурентоспособными на российском рынке. Другими словами, они лишаются значительной части доходов по той причине, что не являются русскими.

          В начале октября Москва, наконец, согласилась распространить глушитель на белорусские НПЗ со следующего года, но цена ее согласия была высока. Беларуси пришлось подписать новое налоговое соглашение с Россией, обязывающее ее согласовывать изменения косвенных налогов и акцизов с Москвой. Соглашение также предоставило России доступ ко всем данным о косвенных налогах, взимаемых в Беларуси. Минск фактически продал Москве автономию в косвенном налогообложении, чтобы поставить белорусские НПЗ в равные условия с российскими. Элементы белорусского суверенитета больше не размениваются на дополнительные блага; теперь они должны предлагаться просто за равенство.

          На милость Москвы

          Точно так же война превратила белорусскую государственность в бремя для многих других прибыльных отраслей. Производство удобрений, прежде всего калия, раньше составляло 10% белорусского экспорта. Эта десятая была гораздо важнее любой другой, потому что не зависела от России ни в спросе, ни в поставках сырья. Гигант удобрений «Беларуськалий», располагающийся на богатых местных месторождениях калия, давно желанный для российских олигархов, но Лукашенко продолжал требовать непомерные суммы за приватизацию компании, утверждая, что для национального достояния нет достаточно высокой цены.

          Поскольку «Беларуськалий» обеспечивал более 15 процентов мирового экспорта калия, Запад не спешил вводить всеобъемлющие санкции против компании, даже несмотря на репрессии Лукашенко. Однако война привела к полному запрету. Помимо потери доступа к прибыльным рынкам Европы и Украины, белорусские удобрения были отрезаны от прибыльных транспортных маршрутов через морские порты Литвы и Украины. Потребовалось всего несколько недель, чтобы разрушить самодостаточность отрасли, поскольку все оставшиеся экспортные возможности Беларуси теперь проходят через Россию.

          Мировой рынок калия переживает бум, и десятки развивающихся экономик стремятся к поставкам из Беларуси, независимо от военного положения страны или ситуации с правами человека. Но поставки еще никогда не были такими сложными для белорусских производителей удобрений. Не русские, но отданные на милость России, они могут либо вложить несколько лет и несколько сотен миллионов долларов в строительство собственных портовых сооружений под Санкт-Петербургом, либо предложить значительные скидки, чтобы снизить цены своих российских конкурентов, использующих существующую инфраструктуру.

          Поэтому неудивительно, что экспорт калия из Беларуси, по оценкам, сократился вдвое за первые шесть месяцев 2022 года (официальные данные засекречены властями). Уверены, что будут происходить дальнейшие сокращения, так как большая часть зарегистрированных поставок пришлась на первый квартал. Кроме того, этим летом появились новые неприятности, когда Москва добилась снятия санкций с российских производителей удобрений в обмен на разблокирование экспорта украинского зерна через Черное море. В сделке не упоминалось о том, что белорусские производители все еще обременены полным набором западных ограничений. Цена того, что Беларусь не является россиянкой, никогда не была такой высокой.

          Еще одна отрасль, потерявшая жизненно важную для белорусского режима ренту в результате войны, — газовая. Когда весной этого года Польша ввела против «Газпрома» национальные санкции, Россия в ответ прекратила поставки газа по газопроводу «Ямал-Европа». Белорусский участок этого газопровода принадлежит «Газпрому», который приобрел его еще в 2011 году за 5 миллиардов долларов. Это не мешало Минску взимать плату за транзит, которая оценивается в 300–400 миллионов долларов в год. Теперь этих денег нет.

          Еще до войны доступ к дешевому российскому газу был сильнейшим аргументом, который Москва использовала, чтобы втянуть Минск в более глубокую интеграцию. Высокие энергозатраты – это смертный приговор для белорусских производителей, так как их российские конкуренты просто вытеснят их с рынка. В настоящее время Беларусь все еще может покупать российский газ по относительно низкой фиксированной цене в 128 долларов за 1000 кубометров, но это соглашение подлежит ежегодному продлению, а война ухудшила позицию Минска в будущих переговорах по газу как никогда.

          Теперь Беларусь находится в тупике российского трубопровода, и дальше по линии нет других потребителей. Из-за своей энергоемкой экономики и потери Россией европейских рынков Беларусь стала третьим по величине иностранным клиентом «Газпрома» после Китая и Турции. У российского газового гиганта возникнет соблазн выжать как можно больше из одного из своих последних крупных клиентов, в то время как Кремль, вероятно, будет придерживаться своей старой мантры, что самый простой способ получить дешевый российский газ — это стать частью России.

          Последний ручей

          Список арендной платы и доходов, потерянных Беларусью из-за войны, можно продолжать и продолжать. Через несколько недель после начала вторжения ЕС запретил белорусским транспортным компаниям движение по дорогам Европы. Это нанесло серьезный удар по стране, которая питалась транзитными потоками между Европой и Россией, зарабатывая на экспорте транспортных услуг до 4 миллиардов долларов в год. Это решение также уничтожило множество схем контрабанды и таможенного мошенничества, контролируемых бизнесом, близким к Лукашенко. Прошли те времена, когда холодная Беларусь, не имеющая выхода к морю, имела статус ведущего экспортера морепродуктов и свежесрезанных цветов в Россию.

          Ужесточение западных санкций, вызванное войной, также решило судьбу других отраслей, которые белорусский режим культивировал как источник дохода, независимый от России. Лесопереработка, ИТ-услуги и производство сигарет — все эти отрасли в течение многих лет пользовались налоговыми льготами и государственными субсидиями благодаря хорошим продажам в Европе. Теперь они столкнулись с резким спадом производства и доходов, и у них нет иного выбора, кроме как вытеснить сокращающийся российский рынок из-за того, что они не являются русскими.

          Поскольку Россия становится единственным экспортным рынком для растущего числа белорусских товаров и услуг, российский бюджет все чаще рассматривается белорусской правящей элитой как единственный источник ренты. Безусловно, российские государственные финансы сейчас также находятся в тяжелом положении, но доходы от нефти и накопленные резервы помогают им держаться на плаву, а решимость Кремля противостоять давлению Запада обещает щедрые государственные расходы.

          Неудивительно, что в последние месяцы ключевым приоритетом белорусских министерств и крупного бизнеса стало подключение к российскому гиганту импортозамещения. Определенного успеха они добились: Москва пообещала выдать кредит в размере 1,5 миллиарда долларов для финансирования вклада Беларуси в общую цель по замещению западного импорта. Однако и здесь сказывается проблема нерусскости. Деньги будут выделяться в течение следующих нескольких лет на основе проектов, и это лишь малая часть огромных государственных субсидий, предназначенных для российских компаний.

          Попытки Беларуси получить доступ к российским госзакупкам также дали определенные результаты. Но даже упрощенные процедуры для белорусских союзников все равно сложнее, чем для российских компаний. В отсутствие жизнеспособных альтернатив белорусы должны терпеть валютные риски, различия в регулировании и общее отсутствие равных условий для ведения бизнеса и получения ренты в России. Если они не найдут способ перестать быть нерусскими.

          Бремя государственности

          Различия между белорусской и русской идентичностями не очень выражены, а у идеологии белорусского этнонационализма всегда было много противников в стране, в том числе и у самого Лукашенко. Тем не менее, на протяжении десятилетий режим вырабатывал компромиссный подход к вопросу, в котором ценилась белорусская государственность без примеси антироссийских настроений, характерной для многих других постсоветских государств.

          Подход был достаточно расплывчатым, чтобы приспособить самые разные представления о независимости Беларуси, начиная от романтической веры в то, что белорусы, в отличие от своих русских соседей, являются «настоящими европейцами», до прагматичного расчета, что страна может поддерживать относительно справедливую социальную систему только путем оставшихся за пределами России.

          В результате спокойная, но твердая поддержка независимости стала точкой консенсуса в белорусском обществе, породив удивительное единодушие по внешнеполитическим вопросам, редкое явление на постсоветском пространстве. На протяжении многих лет опросы общественного мнения неизменно демонстрировали, что подавляющее большинство белорусов, независимо от их отношения к режиму Лукашенко, склонны соглашаться с тем, что Беларусь должна быть нейтральным государством, сотрудничающим с Россией, но сохраняющим свой суверенитет.

          Жестокое подавление Лукашенко массовых протестов 2020 года, однако, серьезно подорвало этот консенсус. Цепляясь за власть вопреки воле большинства, белорусский лидер был вынужден прибегнуть к поддержке России, в том числе в области идеологии и пропаганды. Он много заимствовал из кремлевских пропагандистских нарративов, понося Запад, отвергая протестующих как западных пешек и проповедуя, что Беларусь должна подражать России в следовании уникальному цивилизационному пути, лишенному порочных европейских ценностей и свобод.

          При этом Лукашенко перетащил вопросы внешней политики в сферу внутренней политики и начал поляризовать белорусское общество, порождая пакетные взгляды. Его сторонники должны были быть безоговорочно пророссийскими и антизападными, а противники, естественно, тяготели к Западу, так как чувствовали себя преданными Москвой, спасшей ненавистного самодержца.

          Вторжение России в Украину еще больше ускорило эту тенденцию, практически не оставив точек соприкосновения между поляризованными частями белорусского общества. Лукашенко искренне сплотился на стороне Кремля, оправдывая агрессию и помогая ей. Его сторонников призывают оставаться на его стороне и на стороне Кремля в экзистенциальном противостоянии злонамеренному Западу и его «марионеткам» в Киеве. Между тем оппоненты Лукашенко симпатизируют украинцам и все чаще рассматривают белорусского лидера как номинального главу навязанного Россией оккупационного режима.

          Парадоксально, но эта поляризация, подтвержденная многочисленными опросами общественного мнения, обесценивает нынешнюю белорусскую государственность в глазах обоих лагерей. Горячая поддержка Лукашенко Кремля стирает разницу между всем белорусским и российским. Провластные митинги теперь украшают и белорусские, и российские флаги, школьники изучают средневековых русских князей как своих национальных героев, а белорусская государственная пропаганда стала почти неотличима от российской, временами даже занимая более прокремлевскую позицию, чем официальная. Минск. Провластная часть белорусского общества изо всех сил пытается понять, почему их страна не может пойти по стопам сепаратистских республик Донбасса и перейти под власть Москвы, если внешний мир — такое опасное место, а единственное убежище — Россия.

          Оппоненты Лукашенко, напротив, склонны считать Беларусь уже де-факто российской оккупацией. Вдохновленные военными успехами Украины и примером белорусских добровольцев, сражавшихся за Киев на войне, они считают, что их стране нужен освободительный крестовый поход, и не видят особой ценности в оставшихся атрибутах независимости.

          Растущее безразличие белорусского общества к своей нынешней государственности дает режиму полную свободу действий в отказе от суверенитета страны. Недавняя сделка, которая в значительной степени уступила контроль над косвенными налогами Москве в обмен на российские нефтяные субсидии, может стать образцом для аналогичной торговли частями белорусского суверенитета ради краткосрочной финансовой выгоды. В прошлом Лукашенко вел такие переговоры очень осторожно: белорусскую государственность он рассматривает как ключевой элемент своего наследия, и его больше не интересуют грубые материальные блага. Однако белорусская номенклатура может оказаться менее озабоченной своим местом в учебниках истории.

          Автономия номенклатуры от Лукашенко значительно возросла за последние месяцы. Белорусские высокопоставленные лица теперь устанавливают прямые и частые контакты со своими российскими коллегами, минуя лидера страны. Они из первых рук узнают об оставшихся денежных потоках в России и о том, как они присваиваются правящей элитой. Некоторые из них осмеливаются призывать к более пророссийской политике и даже публично возражают против Лукашенко. Поскольку способность белорусского лидера заручиться массовой поддержкой и раздавать ренту почти испарилась, номенклатура стремится искать другие источники дохода, даже если они связаны с отказом от своего бывшего покровителя или отказом от чувства «белорусскости» в пользу более выгодных условий. статус россиянина.

          Война поставила Беларусь в затруднительное положение, которое сводится к зависимости от России во всем без возможности пользоваться преимуществами принадлежности к России. В сочетании с назревающим внутренним кризисом у правящей номенклатуры и общества в целом остается все меньше стимулов ценить нынешнюю белорусскую государственность.

          В новых реалиях Кремлю больше не нужно утруждать себя давлением на Беларусь для более глубокой интеграции. На фоне безразличия разочарованного общества элиты страны, стремящиеся к получению ренты, стремятся добровольно пожертвовать белорусским суверенитетом, если не ради чего, то просто для достижения равного статуса со своими российскими коллегами.

          Автор:

          • Максим Саморуков

          Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

          Растущий разрыв между Лукашенко и белорусской элитой

          В глазах элит Лукашенко больше не гарантирует стабильности и не решает их проблем. Наоборот, он сам по себе все чаще становится источником проблем.

          Лояльность белорусской номенклатуры всегда была одной из главных опор режима Лукашенко. Когда это единство пошатнулось из-за массовых протестов против фальсификации результатов выборов в 2020 году, белорусскому лидеру удалось подавить инакомыслие благодаря вмешательству Москвы. Но белорусский режим так и не вернулся к прежнему уровню солидарности.

          До протестов 2020 года контроль Лукашенко над элитами строился на двух тесно взаимосвязанных направлениях: пророссийской позиции и монополии на любые контакты с Москвой. С одной стороны, он контролировал весь процесс принятия решений внутри страны, а также все личные связи представителей белорусской номенклатуры и российской стороны. Это позволило Лукашенко стать главным распределителем ренты, поступающей из России для элиты. С другой стороны, для белорусской номенклатуры Москва оставалась политическим и идеологическим стержнем региона, что автоматически выливалось в поддержку Лукашенко как единственного пророссийского политика в Беларуси.

          Протесты 2020 года разорвали этот замкнутый круг. Спасительное вмешательство Москвы ослабило монополию Лукашенко как на принятие решений внутри страны, так и на контакты с Россией. Потеря легитимности в глазах общества и Запада лишила белорусского лидера как возможности позиционировать себя как гаранта независимости, так и балансировать на внешнеполитической арене. Новый курс нужно было строить на основе репрессий и поддержки России.

          Тот факт, что белорусскому лидеру для выживания потребовалась помощь Москвы, повредил щит, изолировавший белорусский госаппарат от российского. Формальные и неформальные связи стали активно развиваться ниже президентского уровня. В частности, они процветали между спецслужбами: ФСБ России и КГБ Беларуси проводили совместные операции на территории России, а белорусские спецслужбы по приказу из Москвы выслеживали уклоняющихся от призыва россиян, бежавших в Беларусь.

          Все это привело к тому, что отношения в номенклатурном треугольнике Лукашенко-Россия-Белоруссия сложились заново. Для белорусской элиты Кремль фактически стал альтернативой Лукашенко, открывая совершенно новые точки доступа к российской власти и ее ресурсам. Расширение прямых рабочих контактов дало возможность укрепить доверительные отношения, и встречи главы Совета безопасности Беларуси Александра Вольфовича с его российским коллегой Николаем Патрушевым стали такими же частыми, как встречи Лукашенко с президентом России Владимиром Путиным.

          Полный разрыв с Западом, последовавший за поддержкой Лукашенко вторжения России в Украину, усилил недовольство в рядах белорусской номенклатуры. Западные санкции лишили режим экономической независимости. Из-за потери украинского и европейского рынков закрылись премиальные направления для белорусского экспорта, а также основные транзитные маршруты.

          В результате санкций только в этом году белорусская экономика рискует недополучить 14 миллиардов долларов экспортной выручки. Усиление безопасности на границах со странами ЕС бьет и по лукашенковским олигархам, которые были главными бенефициарами контрабанды в Европу.

          Потеря собственных доходов устанавливает прямую экономическую зависимость между белорусской номенклатурой и Москвой. Экономика стала основным инструментом российской политики в Беларуси, делая упор на расширение прямых связей между экономическими элитами.

          Белорусские предприятия вынуждены искать на российском рынке варианты, которые оттесняют лидерство страны даже в вопросах транзита. Теперь вместо белорусских чиновников в Россию едут делегации, состоящие из представителей деловых кругов и крупных компаний.

          Россия готова компенсировать потери доходов, но на новых условиях. Вместо косвенного субсидирования белорусской экономики появилась прямая адресная поддержка, например, программа импортозамещения, реализуемая без посредничества Лукашенко.

          Еще что изменилось, так это функция посла России в Беларуси. Борис Грызлов теперь регулярно ездит с рабочими визитами в регионы и на ключевые предприятия, а совсем недавно, в 2019 году, подобная деятельность одного из его предшественников Михаила Бабича настолько взбесила Лукашенко, что ему удалось добиться его отзыва.

          Сейчас такие встречи даже совмещены с автономной внешнеполитической повесткой, включая участие Грызлова в визите главы самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Дениса Пушилина в белорусский город Брест этим летом.

          Растущая самостоятельность белорусской номенклатуры неизбежно ставит вопрос о перераспределении власти в стране. В глазах элиты Лукашенко больше не гарантирует стабильности и не решает их проблем. Наоборот, он сам все больше становится причиной проблем, которые приходится решать номенклатуре. Например, недавнее требование Лукашенко отменить повышение цен вызвало недовольство и даже открытые возражения со стороны министров и премьер-министра Романа Головченко.

          При этом сам Лукашенко явно не готов учитывать растущие амбиции элит. Конституционная реформа, которая должна была перераспределить власть в стране в награду за лояльность элит, оказалась пустой. Лукашенко отказывается даже от самых незначительных косметических изменений, таких как преобразование объединения «Белая Русь» в политическую партию.

          В результате внутренние элитные распри набирают обороты. С начала войны белорусские спецслужбы провели массовые аресты топ-менеджеров крупнейших банков и госпредприятий. Только в ООО «Газпром трансгаз Беларусь» арестовано около ста бывших и нынешних сотрудников. Лукашенко пришлось лично вмешаться, чтобы урегулировать конфликты и вернуть людей на свои посты.

          Раскол в белорусских элитах, которого многие ожидали в 2020 году, теперь становится все более вероятным из-за войны.